Сакральный Казахстан. Возрождение древнего святилища Архарлы

Сакральный Казахстан. Возрождение древнего святилища Архарлы
Тип статьи:
Авторская

САКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН.


Вопреки постоянно декларируемому бережному отношению к истории и возрождению исторической памяти и национального духа на деле древние сакральные места Казахстана, насчитывающие не одну тысячу лет, часто влекут жалкое существование, ставящее их под угрозу.



Мы уже писали об одном таком святилище, Аккайнар. Но с горечью надо признать, что уничтожение современными вандалами — это еще не самый худший вариант, так как он оставляет призрачную надежду на реставрацию и возвращение своего исторического облика. Гораздо хуже, когда древность идет под снос в прямом смысле. Именно это происходило с уникальнейшим храмом под открытым небом Архарлы, через которое пролегает трасса Алматы — Талдыкорган.






Раскинувшееся на десятки километров вокруг оно планомерно уничтожалось на протяжении десятков лет как «черными» добытчиками плитняка, так и вполне законным заводом по производству щебня и предприятием по заготовке плитняка «Архарлы тас». Координатор группы волонтеров Охотники за петроглифами (в которую входят общественники, ученые, археологи, журналисты, неравнодушные к истории страны) Ольга ГУМИРОВА неоднократно привлекала внимание к участи этого поистине бесценного сокровища, но власть имущие предпочитали отмахиваться от проблемы, толи считая ее несущественной, толи имея другие интересы.



Но широкий резонанс, что все-таки был вызван в СМИ и социальных сетях, не остался незамеченным, и 26 марта 2021 года Ольга написала на своей странице в фейсбуке пост, цитату из которого я привожу ниже:

«23 марта команда «Охотники за петроглифами» в очередной раз побывала в Северном Архарлы, где была назначена встреча с директором проектного офиса «Рухани жаңғыру» по Алматинской области Даной Дюсеновой, директором Алматинского областного центра по охране историко-культурного наследия Галымжаном Оспановым, руководителем отдела культуры и развития языков Кербулакского района Адильжаном Адилхановичем Адилханом, а также сотрудниками этих структур.

По плану мы должны были посетить четыре скопления с рисунками от 50 и более плит и по итогам экспедиции решить, предварительно, конечно, какие действия следует предпринять в будущем для защиты памятников археологии в Северном Архарлы от разрушения.

В итоге представители власти осмотрели рисунки только одного скопления, которое в нашем списке значится под №7. Именно там находится сцена с оленями, которая всем запомнилась по фильму, посвящённому Архарлы. Оказалось, что исследование петроглифов – дело непростое и требует хорошей физической подготовки. Посетили гости и разрушенное до основание центральное святилище.

Коротко о результатах этой встречи.

Было решено создать комиссию, которая более детально, в подробностях изучит ситуацию и наметит план действий. Мы только «за» создание такой вот рабочей комиссии, при условии, конечно, что наконец-то от слов акимат перейдет к делу. Если мне не изменяет память, за три с половиной года предложение пойти таким путем уже было. Пока из всех ранее озвученных мер только установлена на въезде недалеко от села Самен одна табличка (да и то в нескольких километрах от скоплений петроглифов) с информацией, что памятники археологии охраняются государством.


Да, ситуация сложная и запутанная. На территории северо-западной части гор Архарлы есть участки земли в аренде, выделенные щебеночному заводу и предприятию по заготовке плитняка «Архарлы тас». На протяжении трех с половиной лет в акиматах нам говорят, что предприятия не работают, но карьер щебеночного завода растет, изменения зафиксированы на фото, какие-то действия происходят и за шлагбаумом на территории «Архарлы тас», поскольку дорога наезжена и даже зимой там постоянно ходит тяжелый транспорт, то есть, под угрозой уничтожения находятся пока еще «целые» скопления петроглифов. Свою посильную лепту вносят в уничтожение древних рисунков и дикие заготовщики плитняка, в основном, из местных. Всех их жители знают в лицо и по имени, и только участковый, который должен в том числе охранять государственное имущество – памятники археологии, не в курсе происходящего».








После этого благодаря добровольцам был проведен сбор средств, значительный вклад внес общественный фонд «NEONOMAD». На эти деньги организованы на сегодняшний день четыре экспедиции, получившие название «Народная археологическая экспедиция». В их работе приняли участие сотрудники института археологии имени Маргулана — Александр ГОРЯЧЕВ и Ерлан КАЗИЗОВ.






О результатах экспедиций Ольга Гумирова 4 июля 2021 опубликовала следующий пост:

«В результате полевых работ были обследованы еще 18 древних и средневековых археологических памятников региона, их общее количество составило в 120, только на участке к западу от трассы Алматы-Талдыкорган до станции Жоламан и между аулом Самен на юге и станцией Малайсары на севере. Всего в ходе разведки за выезд отмечено 2 древних (эпохи бронзы и раннего железного века) и 7 поздних средневековых стоянки с усадьбами Нового времени, 4 могильников раннего железного века, а также 5 скоплений с петроглифами, где выявлено около 100 плит с наскальными рисунками от эпохи бронзы до Нового времени.


Помимо этого, зафиксированы и документированы древние горные выработки по поиску выходов полезных ископаемых на северных склонах хребта Архарлы. Интересно, что этим выработкам соответствовали два поселения – стоянки, которые дали материал от эпохи бронзы до средневековья одна и Нового времени вторая».



Но главным итогом стало то, что власть наконец обратила внимание на проблему и не только обратила, но и сделала первый шаг к охране исторического памятника. «Первой ласточкой» стала установка 4 «охранных досок», дизайн которых разработал руководитель областного управления культуры, архивов и документации Алматинской области Марлен КОЛЬБАЕВ.




11 июля в присутствии археологов Александра Горячева и Ерлана Казизова, представителей СМИ, участников команды «Охотники за петроглифами» и представителей акимата области данные доски были установлены у мест, наиболее хорошо сохранившихся скоплений петроглифов.

Об уникальности древнего святилища на нашем ютуб канале рассказывает Старший научный сотрудник института археологии имени А.Х. Маргулана Александр Горячев.



От себя добавлю: мне всегда было интересно, что чувствуют люди, пускающие на камни древние святилища. Я понимаю, что они могут не осознавать всю историческую ценность петроглифов, но глядя на ажурные рисунки, выбитые на камнях, чувствуя энергетику этих мест, кажется, невозможно не понимать, что ты делаешь нечто если не ужасное, то явно неправильное.







Правда, когда я озвучил этот вопрос Александру Горячеву, он только пожал плечами и сказал: когда цена квадратного метра такого плитняка составляет от трех до десяти тысяч тенге, подобные мысли, видимо, отходят на задний план.


Работы впереди много. Сейчас на месте святилища планируется создание настоящего Археологического парка. Учитывая его размах и территорию, несомненно, там скрыто еще немало артефактов, имеющих огромную историческую и, главное, духовную ценность для нашей страны. Правда волонтеры и ученые опасаются, что допуск к святилищу туристов без создания надлежащей системы охраны может усугубить ситуацию.

И пусть чудом сохранившиеся среди гладко стесанных скал рисунки, некоторые из которых насчитывают более четырех тысяч лет, будут нам напоминанием и одновременным укором о том, как легко потерять себя.

Неудивительно, что Охотники за петроглифами, по крупицам собирающие отечественную историю, открыв новые святилища, стараются сохранить их места в тайне. Ведь в нашей стране для таких мест это часто не почет и уважение, а настоящее проклятие.












Стелла, посвященная богине Умай.