Сакральный Казахстан. «Проклятие» древних святилищ. Окончание

Сакральный Казахстан. «Проклятие» древних святилищ. Окончание
Тип статьи:
Авторская

Сегодня в рубрике САКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН мы публикуем вторую часть фотографий из одного еще практически неизвестного святилища, расположенного в Алматинской области, на территории древнего Жетысу.




Начало здесь.

К счастью или к сожалению, но территория Казахстана, в частности Жетысу, на протяжении тысячелетий являлась природным нерукотворным храмом для народностей, населявших эту землю.

В цепи урочищ, представляющих собой подобие созданного самой природой лабиринта, можно найти и наскальные рисунки, на которых прослеживается не только история этих мест, начиная с эпохи бронзы, но и преемственность культуры и нанесения изображений, а также сами сцены бытовой или ритуальной жизни и верований.







Особенно это отчетливо видно на рисунках, которые можно отнести к эпохе бронзы, с явными следами обновления их в последующее время. Правда, встречаются и такие места, где новые петроглифы наносятся поверх старых, что, наверное, учитывая огромное количество незанятых поверхностей в округе, символизирует о победе и превосходстве новых богов или людей над старыми.

Но в целом, начиная со второго тысячелетия до нашей эры и заканчивая средними веками, сцены и сюжеты практически одинаковы – животные, охота, лучники, всадники. Причем последние соседствуют и с надписями на ойратском языке, скорее всего, времен джунгарских нашествий.






Еще одной особенностью ущелий является то, что при разном освещении они открывают разные петроглифы, иногда полностью преображая всю окружающую тебя картину. Учитывая площадь горной местности и количество урочищ, а также особенности расположения каменных алтарей – скоплений рисунков, обследовать их, создав точное описание и отрисовки, представляется делом практически невозможным. Что придает этим местам особую хрупкость. Ведь, пройдя путь в почти четыре тысячи лет, они могут закончить его в наше время. Или в процессе добычи камня для перерабатывающих его на щебень заводов, как это происходит сейчас с петроглифами Архарлы, или будут уничтожены современными любителями рисунков на скалах, как это случилось в древнем святилище Аккайнар.

В данный момент исследование таких мест происходит в основном благодаря энтузиастам, вроде группы «Охотники за петроглифами», производящими разведку и изучение наследия предков, донесенного до нас таким способом.

Одной из последних находок стала группа петроглифов, выполненная в знаменитом сакском зверином стиле, датируемая предположительно серединой первого тысячелетия до нашей эры, прекрасно сохранившаяся до наших дней.









А сколько еще подобных произведений искусства хранят окружающие места? И, главное, сколько из них мы сумеем сохранить, передав нашим потомкам?





Сергей Алексеенок. Фото автора.