Сакральный Казахстан. Плачевное состояние древнего святилища Аккайнар

Сакральный Казахстан. Плачевное состояние древнего святилища Аккайнар
Тип статьи:
Авторская

тим репортажем из цикла САКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН мы открываем серию материалов, посвященных сакральному наследию наших предков, выраженному в древних святилищах Казахстана, уже известных, и тех, точные координаты которых будем хранить в тайне, чтобы избежать актов вандализма, как в случае с древним святилищем Аккайнар.




Древнее святилище Аккайнар находится в Жамбылском районе Алматинской области, на хребте Кулжабасы. Оно расположено буквально в нескольких десятках километров от другого древнего святилища Танбалы, ставшего по-настоящему культовым для страны, а изображение солярных фигур уже давно является визитной карточкой Казахстана.

К сожалению, святилище Аккайнар, ничуть не уступающее по значимости, хотя считаю, что сравнения в этом случае неуместны, влачит более жалкое существование по сравнению со своим соседом.




Впервые святилище Аккайнар документально открыто в 2008 году экспедицией Института археологии имени Маргулана под руководством Алексея МАРЬЯШЕВА.


Чуть раньше была зафиксирована одна из групп петроглифов археологами-любителями Р САЛА и Ж-М ДЕОМОМ. Тогда же в 2008 году были описаны и первые петроглифы. Всего сейчас здесь, по подсчетам археологов, находится более 6000 рисунков — от эпохи бронзы и раннего железа, до тюркских и этнографических времен. Есть образы солярных богов и таинственные углубления в камнях, по мнению некоторых исследователей, изображающие карту звездного неба; есть и такие, где отображены фазы луны, но больше всего здесь изображений быков, некоторые из них достигают трех и более метров в размере.





Встречаются надписи, в том числе и на ойратском языке, имеющие сакральное значение.

Надо признать, что само расположение святилища на площади более 30 квадратных километров, состоящей из настоящего лабиринта урочищ, исписанных буквально полностью, хранит еще немало тайн и загадок. Учитывая, что каждая поездка археологов и любителей несет в себе новые открытия.


Святилище Аккайнар включено в список сакральных памятников республиканского значения, но по факту дальше слов на бумаге дело не заходит. Святилище находится под угрозой полного разрушения, а причин здесь несколько. Главное — соседство с танковым полигоном. В прошлом, у центрального святилища находился капитальный летний военный лагерь еще с советских времен, что отражается на скалах, щедро украшенных современными надписями иногда поверх древних рисунков, первые из которых датированы II тысячелетием до нашей эры.







Вторая – дикий туризм. Причем вряд ли это ценители истории и древностей. Можно допустить, что многие люди даже не догадываются о существовании здесь петроглифов и о том, что они находятся в сакральном сердце Жетысу. Это, конечно, не оправдывает горы мусора и надписи на скалах.

Ольга ГУМИРОВА – казахстанский журналист, археолог-любитель, одна из основателей и идейный вдохновитель сообщества «Охотники за петроглифами», участник экспедиции 2008 года, в ходе которой было документально обнаружено и зафиксировано святилище Аккайнар.



«Петроглифы Аккайнар были открыты в 2008 году группой под руководство знаменитого казахстанского археолога Алексея Николаевича Марьяшева. Данный факт документально зафиксирован. Именно это открытие позволило святилищу войти в Свод археологических памятников Алматинской области, а позднее и в список сакральных памятников Казахстана республиканского значения.

Здесь обнаружены рисунки от эпохи бронзы до этнографических времен, охватывающих период 4 000 лет. Характер многих рисунков прямо указывает на сакральное назначение данных объектов. Встречаются изображения шаманов – людей в волчьих масках, и солярные боги, и ритуальные сцены.







Что интересно, в случае с Аккайнаром мы должны говорить о целой группе разновременных святилищ, создаваемых на этом месте на протяжении тысячелетий. Причем все святилища несут в себе историческую последовательность, преемственность. Возможно, люди сюда приходили специально издалека. На территории Аккайнара пока не удалось зафиксировать поселения эпохи бронзы. А вот представители кочевых племен в раннем железном веке создавали «домашние алтари» рядом со своими жилищами.


Кстати, нам пока не удалось обнаружить и захоронения эпохи бронзы на территории Аккайнара. Но мне кажется, что они вполне могут быть на территории закрытой зоны военного полигона.






Хотя святилища Аккайнар и Танбалы возникли примерно в одно и тоже время, и расстояние между ними не такое уж и большое, в репертуаре и технике исполнения петроглифов имеются заметные различия. Возможно, в центральном скоплении Аккайнара, расположенном на берегу ручья и давшем название всей местности, имелись аналогии танбалинским, но теперь там очень сложно что-то восстановить из-за варваров наших дней, буквально уничтоживших память древних своими надписями за последние шестьдесят лет.

Сейчас мы бьем тревогу. Святилище действительно находится на грани гибели, люди, к сожалению, ведут себя здесь неподобающим образом, а государство не контролирует ситуацию. Я понимаю, охватить такую площадь охраной очень сложно, но вполне реально, учитывая, что к святилищу ведут всего несколько дорог. Акимату области или района следует предпринять и действия по реставрации старых изображений с привлечением специалистов, и по наведению порядка с отдыхом приезжающих сюда людей.

В конце концов мы много говорим о развитии туризма. Так здесь целый Клондайк для этих целей, но именно с цивилизованным подходом к изучению того наследия, которое нам оставили люди, жившие здесь за много тысячелетий до нас.
После публикаций в соцсетях о мусоре в сакральном месте десятки людей изъявили желание принять участие в субботнике по очистке территории святилища. Надеюсь, данную инициативу поддержат и органы власти на местах и военные».




К сожалению, такое отношение к памятникам истории и культуры нашей страны, насчитывающим не одно тысячелетие, не редкость. Мы уже писали о плачевном состоянии уникальной Алексеевской стоянки в Костанайской области.

Пока готовился материал, пришло сообщение, что после первой реакции в социальных сетях, буквально сегодня, акимат Матибулакского сельского округа провел мероприятие по уборке мусора возле центрального святилища.


Фото предоставлены сотрудниками акимата.





Но главная задача — найти системный подход к решению проблемы сохранения нашего сакрального наследия.


В следующем материале мы расскажем вам еще об одном древнем святилище Жетысу, точное месторасположение которого мы не укажем по причинам, описанным выше.








Сергей Алексеенок. Фото автора.