Сакральный Казахстан. Плачевное состояние древнего святилища Аккайнар

Сакральный Казахстан. Плачевное состояние древнего святилища Аккайнар
Тип статьи:
Авторская

тим репортажем из цикла САКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН мы открываем серию материалов, посвященных сакральному наследию наших предков, выраженному в древних святилищах Казахстана, уже известных, и тех, точные координаты которых будем хранить в тайне, чтобы избежать актов вандализма, как в случае с древним святилищем Аккайнар.




Древнее святилище Аккайнар находится в Жамбылском районе Алматинской области, на хребте Кулжабасы. Оно расположено буквально в нескольких десятках километров от другого древнего святилища Танбалы, ставшего по-настоящему культовым для страны, а изображение солярных фигур уже давно является визитной карточкой Казахстана.

К сожалению, святилище Аккайнар, ничуть не уступающее по значимости, хотя считаю, что сравнения в этом случае неуместны, влачит более жалкое существование по сравнению со своим соседом.




Впервые святилище Аккайнар документально открыто в 2008 году экспедицией Института археологии имени Маргулана под руководством Алексея МАРЬЯШЕВА.


Чуть раньше была зафиксирована одна из групп петроглифов археологами-любителями Р САЛА и Ж-М ДЕОМОМ. Тогда же в 2008 году были описаны и первые петроглифы. Всего сейчас здесь, по подсчетам археологов, находится более 6000 рисунков — от эпохи бронзы и раннего железа, до тюркских и этнографических времен. Есть образы солярных богов и таинственные углубления в камнях, по мнению некоторых исследователей, изображающие карту звездного неба; есть и такие, где отображены фазы луны, но больше всего здесь изображений быков, некоторые из них достигают трех и более метров в размере.





Встречаются надписи, в том числе и на ойратском языке, имеющие сакральное значение.

Надо признать, что само расположение святилища на площади более 30 квадратных километров, состоящей из настоящего лабиринта урочищ, исписанных буквально полностью, хранит еще немало тайн и загадок. Учитывая, что каждая поездка археологов и любителей несет в себе новые открытия.


Святилище Аккайнар включено в список сакральных памятников республиканского значения, но по факту дальше слов на бумаге дело не заходит. Святилище находится под угрозой полного разрушения, а причин здесь несколько. Главное — соседство с танковым полигоном. В прошлом, у центрального святилища находился капитальный летний военный лагерь еще с советских времен, что отражается на скалах, щедро украшенных современными надписями иногда поверх древних рисунков, первые из которых датированы II тысячелетием до нашей эры.







Вторая – дикий туризм. Причем вряд ли это ценители истории и древностей. Можно допустить, что многие люди даже не догадываются о существовании здесь петроглифов и о том, что они находятся в сакральном сердце Жетысу. Это, конечно, не оправдывает горы мусора и надписи на скалах.

Ольга ГУМИРОВА – казахстанский журналист, археолог-любитель, одна из основателей и идейный вдохновитель сообщества «Охотники за петроглифами», участник экспедиции 2008 года, в ходе которой было документально обнаружено и зафиксировано святилище Аккайнар.



«Петроглифы Аккайнар были открыты в 2008 году группой под руководство знаменитого казахстанского археолога Алексея Николаевича Марьяшева. Данный факт документально зафиксирован. Именно это открытие позволило святилищу войти в Свод археологических памятников Алматинской области, а позднее и в список сакральных памятников Казахстана республиканского значения.

Здесь обнаружены рисунки от эпохи бронзы до этнографических времен, охватывающих период 4 000 лет. Характер многих рисунков прямо указывает на сакральное назначение данных объектов. Встречаются изображения шаманов – людей в волчьих масках, и солярные боги, и ритуальные сцены.







Что интересно, в случае с Аккайнаром мы должны говорить о целой группе разновременных святилищ, создаваемых на этом месте на протяжении тысячелетий. Причем все святилища несут в себе историческую последовательность, преемственность. Возможно, люди сюда приходили специально издалека. На территории Аккайнара пока не удалось зафиксировать поселения эпохи бронзы. А вот представители кочевых племен в раннем железном веке создавали «домашние алтари» рядом со своими жилищами.


Кстати, нам пока не удалось обнаружить и захоронения эпохи бронзы на территории Аккайнара. Но мне кажется, что они вполне могут быть на территории закрытой зоны военного полигона.






Хотя святилища Аккайнар и Танбалы возникли примерно в одно и тоже время, и расстояние между ними не такое уж и большое, в репертуаре и технике исполнения петроглифов имеются заметные различия. Возможно, в центральном скоплении Аккайнара, расположенном на берегу ручья и давшем название всей местности, имелись аналогии танбалинским, но теперь там очень сложно что-то восстановить из-за варваров наших дней, буквально уничтоживших память древних своими надписями за последние шестьдесят лет.

Сейчас мы бьем тревогу. Святилище действительно находится на грани гибели, люди, к сожалению, ведут себя здесь неподобающим образом, а государство не контролирует ситуацию. Я понимаю, охватить такую площадь охраной очень сложно, но вполне реально, учитывая, что к святилищу ведут всего несколько дорог. Акимату области или района следует предпринять и действия по реставрации старых изображений с привлечением специалистов, и по наведению порядка с отдыхом приезжающих сюда людей.

В конце концов мы много говорим о развитии туризма. Так здесь целый Клондайк для этих целей, но именно с цивилизованным подходом к изучению того наследия, которое нам оставили люди, жившие здесь за много тысячелетий до нас.
После публикаций в соцсетях о мусоре в сакральном месте десятки людей изъявили желание принять участие в субботнике по очистке территории святилища. Надеюсь, данную инициативу поддержат и органы власти на местах и военные».




К сожалению, такое отношение к памятникам истории и культуры нашей страны, насчитывающим не одно тысячелетие, не редкость. Мы уже писали о плачевном состоянии уникальной Алексеевской стоянки в Костанайской области.

Пока готовился материал, пришло сообщение, что после первой реакции в социальных сетях, буквально сегодня, акимат Матибулакского сельского округа провел мероприятие по уборке мусора возле центрального святилища.


Фото предоставлены сотрудниками акимата.





Но главная задача — найти системный подход к решению проблемы сохранения нашего сакрального наследия.


В следующем материале мы расскажем вам еще об одном древнем святилище Жетысу, точное месторасположение которого мы не укажем по причинам, описанным выше.








Сергей Алексеенок. Фото автора.

36958

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!