ВУЗы идут войной на МОН?

ВУЗы идут войной на МОН?
Тип статьи:
Авторская
Источник:

Бесспорно, пандемия и карантинные ограничения создали определенные трудности современному казахстанскому образованию, итак испытывающему определенные проблемы.


В частности, на это показывают события последних дней.

17 февраля казахстанский журналист Михаил КОЗАЧКОВ опубликовал в своем телеграмм канале «Kozachkov offside» письмо Ученого Совета Казахского Национального Исследовательского Технического Университета имени Каныша Имантаевича САТПАЕВА на имя президента РК Касым-Жомарта ТОКАЕВА.

В письме ученые выражают серьезную обеспокоенность действиями Министерства образования и науки РК, и возглавляющего его министра Асхата АЙМАГАМБЕТОВА, замучившего, по словам ученых, Университет постоянными и безосновательными, на их взгляд, проверками.

«Разве весь наш коллектив ученых и преподавателей нельзя оградить от вреда всего одного чиновника – Аймагамбетова А.К.?» — задаются вопросом и одновременно резюмируют свое обращение к президенту ученые.

Полный текст письма вы можете прочитать здесь

Но, как выяснилось, это была только первая ласточка в противостоянии МОН РК и ВУЗов, перешедшего в публичную плоскость.

Уже сегодня, 19 февраля, Михаил Козачков опять же в своем телеграм-канале публикует новое письмо на имя президента РК за подписью уже ректоров семи частных казахстанских ВУЗов и опять с жалобой на действия профильного министерства.
Мы приводим ниже часть письма, опубликованного журналистом.




« Президенту

Республики Казахстан

Токаеву К.К.




Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!


Всецело поддерживая Ваши Послания народу Казахстана 2019-2020 годы на обеспечение доступного и качественного образования хотим выразить свое несогласие с реализацией одноименной цели.

Являясь Вашими единомышленниками, также считаем важным подготовить достойных граждан, обладающих сильными знаниями, нужные нашей Родине!

К слову, эти граждане наши с Вами дети, внуки и будущие строители Казахстана, как процветающего и сильного.

В тоже время, политика Министерства образования и науки не только возмущает, но и в равной мере настораживает своею беспринципностью.

Одним из критериев оценки качества образования, которым апеллирует уполномоченный орган заключается в том, что ВУЗы должны обеспечить трудоустройство выпускников, тогда как по закону об образовании функция (содействия) трудоустройства возложена на государственные органы (комиссия по персональному распределению молодых специалистов).

Это касается только выпускников по образовательным грантам.

Приказы Министра образования и науки являясь подзаконными нормативными правовыми актами должны издаваться на основе и (или) во исполнение, и (или) для дальнейшей реализации законодательных и иных вышестоящих по иерархии нормативных правовых актов, т.е. Закона РК «Об образовании».

Нет ни одной нормы закона, обязывающей частные ВУЗы трудоустраивать выпускников.

Кроме того, необходимо заметить, что ВУЗы не имеют разветвленную сеть предприятий и рабочих мест, не нацелен на создание такового, а поглощен организацией учебного процесса.


В текущее время трудоустройство выпускника, в отсутствие рабочих мест, является фикцией.

Перекладывание обязанностей государственных органов с навязыванием частным ВУЗам функции рекрутинговой PR компании не приведет к улучшению ситуации на рынке труда, а качество образования никак не может оцениваться по этим параметрам.

Законопроект, обязывающий частные ВУЗы трудоустраивать выпускников на уровне Парламента не обсуждался, анализ не проводился, проблема не раскрыта, слепое следование практике Западных Университетов не применимо в нынешней экономической ситуации.

Наоборот, практику западноевропейских стран в части предоставления академической свободы министерство не желает перенимать, выставляя искусственный барьер согласования учебных программ по каждой специальности.

Важно понимать, что образование процесс не быстрый, невозможно изменить личностную идентичность молодого человека одномоментно, его слабые стороны, которые не были привиты в дошкольном и школьном возрасте.

В силу неблагоприятного исторического экономического прошлого и социальных аспектов, процесс становления образования на высокий уровень в Казахстане займет долгие годы.

Разрушить то, что мы имеем, нельзя, необходима созидательная позиция государства, по отечески.

ВУЗ — это коллектив педагогов.


Рассуждая о том, что в Казахстане некачественное, слабое образование это прямой укор в адрес педагога. Стоит учитывать, что часть педагогов-почасовиков работают параллельно в государственных ВУЗах.

Реализации таких действенных программ, которые мы (государство, народ) хотим, по повышению квалификации педагогов и улучшению знаний со стороны министерств не наблюдается.

Относительно социального направления.

Министр не учитывает, что те, кто не может себе позволить обучение в государственном ВУЗе, приходит в частный ВУЗ, так как оплата за обучение в разы меньше.

При этом, частный ВУЗ без каких-либо бюрократических проволочек предоставляет скидки, порой достигающие 100%.

Политика дискриминации частных ВУЗов неминуемо приведет к их закрытию, дальнейшей потере заработка тысячи педагогов и работников, а для граждан с ограниченным семейным бюджетом вовсе будет несбыточной мечтой получить высшее образование.

Такая тенденция приведет к увеличению маргинальных масс.

Поэтому, инициирование проверок основано на формальных показателях, которые в силу своей бессмысленности, некорректности и неадекватности не могут раскрыть достоверную картину качества образования.

К примеру, в конце 2018 года изменили в законодательстве нормы в области высшего образования без учета времени для подготовки к ним.


Оценку степени рисков соответственно вывели не от значимости проблемы, а от ведомственных интересов министра, который уже тогда объявил, что ВУЗы печатают дипломы.

Ошибочное рассуждение министра привело к тому, что частные ВУЗы стали изгоями.

В данном контексте поясняем, что правильно было бы сказать, что коррупция имеется во всех ВУЗах, как государственных, так и в частных.

При этом, коррупция существует даже на уровне методиста учебного отдела, который имеет возможность договориться и помочь условному студенту
….»

С полным текстом письма вы можете ознакомиться здесь.

Теперь остается дождаться, какая реакция на обращения последует от президента Токаева, и прокомментирует ли ситуацию непосредственно МОН и сам господин Асхат Аймагамбетов. Но даже сейчас ясно: ситуация в нашем образовании дошла до такой точки кипения, что паром начинает сбрасывать крышку, плотно покрывающую положение дел пословицей — из избы сор не выносят.

Алексей Виноградов.

4406

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!