​Алексеевская стоянка: На свалке истории [фото]

Тип статьи:
Авторская

Казахстанский сегмент интернета часто сотрясают скандалы, связанные с небрежным отношением к культуре и истории. Правда, они больше носят характер хайпа и сводятся к бытовым проявлениям этого отношения. Как правило, после двух-трех дней бурного обсуждения и громких заявлений все стихает. Но есть и фундаментальные вещи, которые по странному стечению обстоятельств не набирают большого количества просмотров или комментариев. История про Алексеевский культурный комплекс, более известный как Алексеевская стоянка — памятник археологии, датируемый II тысячелетием до н.э., именно из этой серии.


Проблема, можно сказать, доставшаяся в наследство Независимому Казахстану еще с советских времен и не решенная по сей день. Несмотря на то, что у нас уже три года, как действует программа «Рухани жаңғыру», о чем вещают многочисленные билборды и плакаты, в том же городе Рудном, на окраине которого и расположен данный комплекс.



История его уходит в начало прошлого века, когда в 1921 году студент-геолог Борис СОКОЛОВ обнаружил разрушенные погребения времен позднего бронзового века.


Позже, в 30-ые годы, здесь проводились раскопки под руководством Ольги Александровны КРИВЦОВОЙ-ГРАКОВОЙ. В ходе раскопок был обнаружен могильник, вскрыто 21 погребение андроновской культуры, обнаружены жертвенный холм и непосредственно сама стоянка.



Найденные при раскопках экспонаты – горшки, украшения из бронзы, каменные орудия труда и оружие — частично были вывезены в Москву, частично — в Алма-Ату.


Часть предметов, наряду с находками из некрополя Бестамак итак называемого клада Аксу, расположенного чуть дальше по реке Тобол, составляют экспозицию Костанайского областного Историко-краеведческого музея. Часть находится в музее города Рудный.








К сожалению, несмотря на продолжающиеся находки, а их можно отнести к случайным, одни из последних были сделаны при строительстве на территории стоянки в 1997 году церкви, сейчас археологические работы там уже не ведутся.


Впрочем, не ведутся они давно. После первых раскопок в 30-ых годах все силы были брошены на возведение города Рудного, дававшего стране не артефакты бронзового века, а вполне конкретную руду. Однако, надо отдать должное, стоянку, вроде как, огородили по периметру, обозначив вкопанными в землю табличками, но к сегодняшнему моменту из 21 установленных табличек «в живых» остались лишь две. Да и те оповещают, что памятник охраняется государством – Казахской ССР. По сути исчезнувшем 30 лет назад, а значит — никем




Вот последнее заметно сразу. Не смотря на то, что сама территория комплекса расположена в водоохраной зоне, а по правилам это не менее 500 метров от реки (в данном случае Тобола), вся территория больше похожа на мусорную свалку.





По словам местного активиста Андрея ТАЛБАЕВА, он неоднократно обращался в органы как местной, так и центральной власти, вплоть до Администрации Президента, но кроме обещаний исправить ситуацию ничего не получил. Правда, есть сильные сомнения, что подобный бардак на стоянке развели чиновники, мусор, судя по его содержанию, сюда тащат различные городские предприятия.







Впрочем, как и добывают песок для строительства ниже по течению Тобола. Опять же на территории памятника, где уже возник целый незаконный карьер.





Сколько при этом погибло научных артефактов — даже трудно представить. Ведь практически полностью уничтожен жертвенный холм, где предположительно располагалось святилище.


Так, вместо культового холма, высотой приблизительно семь метров, теперь можно видеть насыпь, не превышающую пару метров.



К сожалению, мой визит в Рудный был ограничен всего парой часов, а ситуация с карантином не дала возможности пройтись по музеям. Но, я планирую новую поездку в Рудный приблизительно в июле, а к тому моменту, надеюсь, собрать более детальную информацию об экспонатах, хранящихся в музеях Алматы и Костаная уже точно.


Так что продолжение следует.


ФОТО: СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕНОК

Комментарий редакции:
Без согласования с редакцией использование авторских материалов запрещено