Утильсбор - инструмент для устранения конкурентов в РК

08:08
Утильсбор - инструмент для устранения конкурентов в РК

Последние полгода информационное пространство Казахстана регулярно сотрясают возмущения по поводу вводимого утилизационного сбора. Попытки понять необходимость вводимого сбора или же отстоять позицию его ненадобности вызвали вокруг самого понятия утильсбора и механизмов его введения разнообразные дискуссии – от перепалок в прямом эфире телевидения, до намерений фермеров выйти на улицу с протестом.

Несмотря на то, что утилизационный сбор вводится в рамках синхронизации законодательства внутри ЕАЭС и уже работает в России, в Казахстане до сих пор нет паритета мнений власти и производителей по этому вопросу.
По сути оплата утилизационного сбора ложится на конечного потребителя – никто из производителей не собирается нести дополнительные расходы, а многие просто и не в состоянии.
В итоге утильсбор оплачивает каждый из нас, при покупке легкового автомобиля, грузовика, кабеля для зарядки смартфона или трактора. Понятно, что дешевле от этого продукция не становится.
Давайте выясним, куда же уходят деньги налогоплательщиков.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР?
В Экологическом кодексе Республики Казахстан не установлено понятие «утилизационный сбор», но есть понятие «плата за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов».
Это понятие описано в подпункте 21-1) статьи 1 экологического кодекса республики казахстан: «плата за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов – плата оператору расширенных обязательств производителей (импортеров), осуществляемая производителем (импортером) за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки».
Если вкратце, то при производстве или импорте легковых или грузовых автомобилей, автобусов, сельхозтехники и кабельной продукции (от проводных наушников, до оптоволокна и силовых магистральных электрических кабелей), с производителя или импортера удерживается определенный процент в пользу «оператора расширенных обязательств», которым выступает частное ТОО «Оператор РОП».
ДЛЯ ЧЕГО ВВОДИТСЯ УТИЛЬСБОР?
Изначально утилизационный сбор или «плата за организацию сбора», если говорить точнее, планировали вводить как меру для стимуляции отечественного производства.
Казахстанским производителям, по аналогии с российским законодательством, предполагалось возвращать оплаченный утильсбор, тем самым, предоставляя поблажки в конкурентной среде.
Вот в этом моменте и начинается самое интересное.
КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?
Что в ситуации с производителями кабеля, что при сборке моторных транспортных средств, инициаторами введения платы за утилизационный сбор оказались профильные ассоциации – Ассоциация автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ) и Ассоциация кабельных заводов Казахстана (АКЗК).
В РФ возврат утильсбора получает каждый производитель автомобильной техники и кабельной продукции – каждый, кто зарегистрирован как производитель, кто произвел оплату утилизационного сбора и выпускает хотя бы 1 единицу продукции в заданный период. Да и метод начисления платы у соседей куда более щадящий – за тонну продукции, а не процент от стоимости, как в нашем случае.
Однако, в Казахстане возврат утильсбора оказался весьма условным, возвращают его по документу, который называется «Правила стимулирования производства».
В соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан уполномоченный орган в области охраны окружающей среды утверждает:
1) правила стимулирования производства в Республике Казахстан экологически чистых автомобильных транспортных средств (соответствующих экологическому классу 4 и выше; с электродвигателями) и их компонентов, а также самоходной сельскохозяйственной техники, соответствующей экологическим требованиям...
2) правила стимулирования производства в Республике Казахстан кабельно-проводниковой продукции: экологически безопасной (негорючей и (или) с пониженной пожароопасностью и малым дымо- и газовыделением); отходы которой являются перерабатываемыми на территории Республики Казахстан, ...
Вопросы к кодексу возникают еще на уровне определений.
Во-первых, с чего это «класс 4» считается экологически чистым?
Ведь сейчас действует стандарт Евро-5. С 2008 года нормы этой редакции стали обязательными для грузовых автомобилей, а с 2009 и для легковых. В 2015 году этот стандарт приняли и в соседней России. На данный момент, как на территории главного союзника по ЕАЭС — России, так и во всех государствах Европейского союза, разрешены к реализации только автомобили данного класса.
Во-вторых, «экологически безопасный кабель» — это оксюморон. Кабель не может быть экологичным априори. Для того, чтобы кабельная продукция была действительно экологически безопасной, его надо делать из соломы и дерева, или травы и навоза. Но никак не из металла и ПВХ.
Притом, что кабельная продукция в РК охотно принимается скупщиками металла и ПВХ. Принимают как металл, так и пластиковую оболочку. Утилизировать ничего не приходится.
Но вернемся к возврату утильсбора чуть позже.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
В мае 2014 года президенты государств-членов ЕАЭС подписали Решение № 72 «Об условиях применения понятия «промышленная сборка моторных транспортных средств» на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства», согласно которому страны должны иметь уровень локализации производства на момент подписания 30%, к 1 июля 2018 года довести до 50%.



В противном случае производители должны быть лишены всех преференций и осуществить возврат примененных налоговых льгот и возращенной оплаты утильсбора.



Насколько доведена локализация производств на сегодняшний день, никто не проверял. Но у многих экспертов возникают сомнения насчет положенных 50%.
Ведь элементарно, в Казахстане у производителей нет льготного доступа к сырью. Несмотря на большие объемы добычи металлов, казахстанские производители покупают сырье по цене лондонской биржи.
ВОЗВРАТ УТИЛЬСБОРА
Как мы уже писали ранее, в Казахстане есть «Правила стимулирования производства», согласно которым некоторым производителям производится возврат уплаченного утилизационного сбора.
В случае с производителями кабельной продукции – это целый свод условий, требующий наличия собственной лаборатории, дорогостоящего оборудования и специального персонала. Такое оборудование имеется лишь на нескольких производствах, в основном принадлежащих главе кабельной ассоциации, инициировавшему утилизационный сбор с производителей кабельной продукции.
В случаях с производителями автомобиля, возврат осуществляют лишь тем, кто подписал соглашение «о промышленной сборке», которое, не дают подписывать никому более из производителей с 2014 года. Хотя, есть схожий документ и вполне логично было бы предоставить всем одинаковые права, но, видимо, равные правила игры – это не про Казахстан.
Самое интересное, что производители, приступившие к сборке после 2014 года, готовы показать своё производство и уровень локализации, а те производители, которые получают возврат утильсбора, лишь показывают бумаги. В документах указаны такие позиции, как «покраска кабины», «установка рамы под двигатель» и прочие позиции, обозначенные еще 5 лет назад.
Кто и как администрирует показатели, за которые ручались президенты, подписывая Решение – непонятно и вызывает много вопросов. Почему мы, налогоплательщики, должны на слово верить производителям – никто не объяснил.
Почему бы, той же НПП «Атамекен» не взять на себя эти функции, подключив для усиления транспрентности общественность и производить мониторинг производителей на предмет уровня локализации?
ВЫВОДЫ:
Заявления о равноправии в бизнесе, о том, что в Казахстане все производители находятся в равных условиях – фикция. Есть определенная группа бизнесменов, которые получают от государства все преференции, любые возможные льготы и возвраты платежей, в то время, как остальные производители вынуждены оплачивать огромные суммы в частную компанию под видом утилизационного сбора.
Что движет этими лицами – желание просто обогатиться или при этом еще и выдавить с рынка конкурентов –можно только предполагать, на сегодняшний день понятно лишь одно, вместо того, чтобы импортировать технику и оплачивать все пошлины в полном размере в бюджет, определенные группы компаний не только имеют право на все виды льгот, но и, прикрываясь созданием рабочих мест и развитием отечественного производства, получают огромные преференции из денег налогоплательщиков.
Любой из видов сборов, налогов, плат – это проблема конечного потребителя. В итоге дорожают продукты, за счет увеличения стоимости сельхозтехники, дорожает жилье – грузовики и кабель играют не последнюю роль в себестоимости, дорожает интернет, проезд в общественном транспорте, коммунальные услуги, одежда и бытовая техника. Дорожает жизнь целиком.
А кто-то за счет этого удорожания, как минимум, развивает собственный бизнес, оставаясь монополистом. Ведь инвесторы достаточно чутко реагируют на подобные схемы и в лучше случае – не придут в Казахстан, а в худшем – уйдут со скандалом. А значит не будет и конкуренции.
Так ли нужны Казахстану международные скандалы и дополнительная финансовая нагрузка на обычных граждан? Или можно сбавить аппетиты и раз уж взялись внедрять утилизационный сбор, то хотя бы сделать это честно?


Кирилл Павлов

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!