Кто на самом деле заработает на платных дорогах Казахстана

Кто на самом деле заработает на платных дорогах Казахстана
Тип статьи:
Авторская

В Казахстане поутихли страсти в отношении платных дорог, свое мнение высказал президент Токаев, дальнобойщики и даже министр МИИР Атамкулов.


Возникла некая неопределенность и с датой окончательного обложения автооброком 18 участков республиканских трасс протяженностью почти 11 тыс. км, зато чиновники успешно посчитали прибыль.


В случае введения оплаты на всех республиканских дорогах, ежегодный сбор от проезда составит 60-70 млрд. тенге. Цифра внушительная. Но есть один нюанс — когда поглубже вникаешь в математику инвестиционной часть этого мега-проекта, становится понятно, что значительная часть средств от сбора платных дорог осядет в карманах некоторых успешных предпринимателей от цифровизации. А стоимость обслуживания системы оплаты по проекту превышает 100 млрд. тенге.

Но обо всем по порядку.


Краткая история платных дорог в Казахстане

Первый участок Астана — Щучинск строила французская компания «GEA».


Второй и третий участки платных дорог Нур-Султан — Темиртау и Алматы — Капшагай строила казахстанская компания ТОО «Даулет Дорстрой». Оба участка были отремонтированы и оснащены за счет бюджетных средств.


Начиная с 2013 года с водителей на этих участках стали взымать оплату. По данным подрядчика, расходы по этим участкам уже окупились, так как оплата за проезд производится на месте (турникеты с терминалами).


В то же время, чиновники говорят о своем несчастье, так как по их данным расходы АО «НК «КазАвтоЖол» превысили доходы от оплаты за проезд.


В финансовой отчетности нацкомпании за 2020 год говорится, что обслуживание системы приема платежей за проезд по платным дорогам обходится в 12 млрд. тенге в год, а как сборы за проезд составили лишь 5,7 млрд тенге.


В свою очередь, эксперты по строительству дорог утверждают, что обслуживание автомагистралей обходится максимум 200 млн. тенге в год. Но чиновники от МИИР РК и АО «НК «КазАвтоЖол» твердолобо настаивали на своих цифрах, в связи с чем было принято решение вести оплату за проезд еще на 18 участках республиканских автодорог.


Кто обслуживает платные дороги Казахстана?

По итогам конкурса, 24 декабря 2019 года между нацкомпанией и консорциумом в составе ТОО «COMPUTER VISION TECHNOLOGIES», ТОО «Темиржол Жондеу» и «FAR EASTERN ELECTRONIC TOLL COLLECTION CO., LTD» был заключен договор сроком на 11 лет по устройству и обслуживанию системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам республиканского значения.



ТОО «Computer Vision Technologies», как лидер Консорциума занимается реализацией Проекта.


ТОО «Теміржол жөндеу» – казахстанская строительная компания в области строительства автомобильных и железных дорог с 17-ти летним опытом работы. Компания также входит в группу компаний «Қамқор Менеджмент».



Тайская компания «FETCI», выбранная в качестве консультанта, является одним из самых прогрессивных мировых IT предприятий по развитию сети платных автомобильных дорог.


И на этот раз никакого участия никакой французской фирмы «GEА» не было даже на этапе заявок для участия в двух конкурсах.
Но были россияне в лице компании «Платон», имеющей опыт технического оснащения и обслуживания платных дорог в России. Однако их отсеяли еще на подготовительном этапе первого конкурса.



Причем каждому действующему лицу в этой компании, простите, консорциуме отведена своя роль.


Первая скрипка, это — ТОО «CVT» и «Сергек», точнее ТОО «Коркем Телеком». А тайцев, судя по всему, запихали в консорциум для использования их опыта.



Согласно Договору И-СВП-01/19 от 24 декабря 2019 года, заключенному между НК «КазАвтоЖол» и консорциумом общая сумма договора составила 138,7 млрд. тенге без учета НДС, которая состоит из стоимости капитальных работ в размере 25,6 млрд. тенге и стоимости услуг сервисного обслуживания в размере 113,1 млрд тенге.


В апреле 2020 года ТОО «Computer Vision Technologies» проводит конкурс по закупке работ по изготовлению металлоконструкций контрольных арок, строительно-монтажных работ по установке контрольных арок, изготовлению и установке в местах центров по работе с клиентами (модульного типа).


Стоимость работ, согласно квалификационным требованиям и технической спецификации не должна превышать 3 364 324 663,39 (три миллиарда триста шестьдесят четыре миллиона триста двадцать четыре тысячи шестьсот шестьдесят три тенге, тридцать девять тиын), без учёта НДС.


Сколько стоит оборудование платных дорог?

Согласно решению конкурсной комиссии от 25 апреля 2020 года субподрядчиком для вышеуказанных работ было выбрано АО «НГСК КазСтройСервис», которое предложило выполнить указанные работы за 3 338 145 422 тенге, без учёта НДС
Хотя, конкурс с одним участником с натяжкой можно назвать конкурсом.


Попробуем разложить эту сумму на составляющие.


Стоимость стандартного модульного блока казахстанского производства размером 12 м. х 2,4 м. х 2,7 м. варьируется от 3,74 млн. тенге до 5,52 млн. тенге.


За основу возьмем среднеарифметическую цену (средние зарплаты же у нас в стране так рассчитываются) — 4,63 млн. тенге.


Согласно квалификационным требованиям на первом этапе (оснащение дорог для сбора оплаты за проезд разделено на два этапа) таких модулей необходимо 27 штук. А это — 125,13 млн. тенге. В остатке получаем 3,21 млрд. тенге.


Кроме 27 модулей, субподрядчик должен еще изготовить и установить 99 арок. Таким образом, получается стоимость одной арки около 32 454 701 тенге.


Нам известно, что на арках будут установлены 6 камер типа «Сергек». По одной на каждую полосу плюс обочина. Ранее в СМИ один из разработчиков «Сергека» Асет Ахметов заявлял, что приблизительная стоимость одной такой камеры – 50 тысяч тенге.


Получается не более 300 тысяч за камеры, плюс модуль связи, дорожный знак, провода, наклейки (что ещё можно придумать) – всё это не наберёт в совокупной стоимости 1 млн. тенге, получается, более чем за 30 млн. тенге мы, казахстанцы, сами для себя, покупаем какую-то металлическую конструкцию, с услугами монтажа. Очень выгодный бизнес.


Кто заработает на платных дорогах Казахстана на самом деле?

Но фокус даже не в стоимости арок, модульных блоков для центров оплаты и оборудования.


По условиям договора между государством и консорциумом, государство обязуется возместить инвестиции в течение 11 лет за счет средств, поступающих от взимания платы.


При этом инвестор в проект вкладывает своих средств всего 25,66 млрд. тенге, на развитие интеллектуальных систем автодорожной отрасли РК.



А взамен получит от государства не только возврат своих 25 млрд., но и 113,1 млрд. тенге сверху за обслуживание системы в течение 11 лет.


С уже действующих участков платных дорог, построенных французами и отечественной компанией, по заявлению чиновников КазАвтоЖол, уже собрали 5,7 млрд. тенге. Но это были фактические сборы с водителей, на реально действующих дорогах, с прекрасным покрытием и уже функционирующей системой оплаты.



А вот уже оснащенные «Сергеком» новые участки, находятся пока в тестовом режиме и денег не собирают, но при этом государство уже платит ТОО «Computer Vision Technologies» за тестовое обслуживание системы.




И не важно – понравится нам система оплаты или нет, за нас уже всё решили, выбрали и даже оплачивают тестовые услуги, из нашего с вами, кстати, кармана.


Отдел Журналистских Расследований