Сакральный Казахстан. Минарет Хызыр Пайгамбара

Сакральный Казахстан. Минарет Хызыр Пайгамбара
Тип статьи:
Авторская

В рубрикеСАКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН я продолжаю рассказ об исторических местах древнего Сайрама, ранее самостоятельного населенного пункта, а ныне одного из районов Шымкента.


В первом фоторепортаже из этого удивительного места рассказывалось о мавзолеях родителей великого суфийского учителя Кожа Ахмета Яссауи – Ибрагим-ата и Карашаш-ана. Сегодня речь пойдет о старинном минарете, названном в честь одного из самых таинственных исламских святых – святом Хызыре, к ответу на вопрос о статусе и смерти которого ученые-богословы до сих пор не пришли к единому выводу.

Сам минарет, следуя официальным сухим данным, относится к XVIII—XIX векам, расположен среди жилого массива, по соседству со школой.

После недолгих поисков, заключавшихся в расспросах местных жителей, один из старожилов, увидев фотографию, всплеснул руками и сказал: ну что ты, древний минарет, святой Хызыр, так бы и сказал – башня.



Именно он наиболее точно объяснил дорогу. Когда мы на такси свернули в небольшой проулок между школой и овощным магазином, то, действительно, почти сразу увидели минарет, практически незаметный издалека из-за скрывающих его деревьев.



Сейчас, после землетрясения 1928 года, от первоначального минарета сохранилась лишь часть. Правда, узкий проход и само основание дают предположение, что и раньше он не отличался огромными размерами. Рядом находятся законсервированные раскопки одноименной мечети и древние захоронения, образующие единый комплекс.



Этот небольшой участок земли окружен металлической оградой с воротами, закрытыми на внушительный замок. Но пока мы с водителем обсуждали, как теперь попасть на территорию, из дома на другой стороне улицы выглянула девочка, подсказавшая, что у соседей хранится ключ от комплекса, который они нам без промедления и выдали.




Место, не смотря на чистоту, производит ощущение некоторого запустения и в отличие от других святынь Сайрама, что мы посетили в тот день, удивило отсутствием паломников. Но сам минарет не минули любители оставлять свои автографы. К их “чести” выполнены они исключительно мелким шрифтом и белой краской.



Хотя личность самого святого заслуживает значительного интереса. Практически все, что связано с именем святого Хызыра (Хадир, Хидр, Хизир), дошло до нас из легенд и преданий. В Коране он упоминается один раз как спутник и учитель пророка Мусы (Моисея) (Коран 18:60-82). Более подробные сведения можно найти в трудах богословов и преданиях, например, в книге «История пророков» суфийского шейха Саид-афанди.

По преданиям, святой Хызыр — один из четверых пророков, что до сих пор не познали смерти и оберегают мусульман (это Хызыр и Ильяс на земле и Иса и Идрис на небе).

Легенды утверждают что Хызыр оберегает путешествующих на земле, а Ильяс на море. Раз в год два святых, по одной из версии являющиеся братьями, встречаются, и этот день — праздник Хедерлез, отмечаемый у некоторых тюркских народов.

Однако другая часть богословов считает, что Хызыр все-таки познал смерть. Также не совсем понятен его статус – Пророк он или Праведник. Но я оставляю эти нюансы богословам, так как больше интересуюсь именно легендами, связанными с конкретными местами.

Так вот, по одной из них, святой Хызыр каждую пятницу с наступлением сумерек спускается по этому минарету с неба на землю, чтобы посетить мазары своих родителей — Салык Ходжи и Бибигияс-аны, похороненных неподалеку.