Сакральный Казахстан. Мавзолеи Ибрагим-ата и Карашаш-ана

Сакральный Казахстан. Мавзолеи Ибрагим-ата и Карашаш-ана
Тип статьи:
Авторская

Сегодня в рубрике САКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН я расскажу о двух старинных мавзолеях, построенных над могилами родителей выдающегося тюркского философа, поэта и религиозного просветителя Кожа Ахмета Яссауи.


Кожа Ахмет родился в 1103 году в городе Исфиджаб, первое упоминание о котором найдено в трудах китайского путешественника Сюаньцзана и датируется 629 годом. Правда, современные археологические исследования пока не обнаружили культурных слоев ранее IX века.

Так сложилось, что расположение города на торговых путях Великого Шелкового пути позволило ему находиться буквально в эпицентре исторических событий на протяжении всего времени своего существования.

Он находился и в государстве Караханидов, и был в составе Чагатайского улуса, входил в империю Амира Тимура и Казахского ханства.

Сейчас Исфиджаб, получивший в XIII веке имя Сайрам и сохранивший его до наших дней, является районом города Шымкент, к которому он был присоединен в 2014 году.

Практически на самом въезде в Сайрам со стороны села Аксу находится мавзолей, построенный, по преданиям, над могилой отца Кожа Ахмета Яссауи – шейха Ибрагима, носящий название Ибрагим-ата.



Впервые мавзолей был возведен в промежуток между XII – XIV веками, пережив несколько разрушений, в том числе и от землетрясения, до наших времен сохранился вариант XIX века, подвергнувшийся реконструкции.



Сейчас это памятник архитектуры республиканского значения и одновременно место паломничества верующих, приезжающих сюда не только со всего Казахстана, но и из других стран.


По преданиям, Ибрагим-ата был земледельцем, что не мешало ему быть очень просвещенным человеком для своего времени, а искусство оратора и собственный пример праведной жизни позволили обратить в ислам множество последователей.





После оглушающего своим величием и размерами мавзолея Кожа Ахмета Яссауи мавзолей Ибрагим-ата воспринимается более простым, но это чувство быстро проходит. Чувствуется, как тебя буквально с головой накрывает некое умиротворение и осознание, как это ни банально, бренности земного на жизненном Пути. И знаете, поневоле, связывая два мавзолея в своем уме, именно благодаря этой связке начинаешь чувствовать важность родительских отношений и незримые узы кровного и, что важнее, духовного родства.


Мавзолей матери великого суфия Карашаш –ана находится в значительном отдалении, почти в центре нынешнего Сайрама, неподалеку от торговой части города. Он стоит буквально на проспекте Амира Тимура, возвышаясь величием времени над современным ритмом жизни.



Первое сооружение над могилой Карашаш –ана (настоящее имя Айша-биби) было построено в XIII веке, но до наших дней сохранился вариант перестройки XIX века.



Легенды рассказывают, что Айша-биби была дочерью влиятельно Сайрамского шейха Мусы. Свое «народное имя» Карашаш получила благодаря волосам черного цвета и опять же по некоторым преданиям. Ранее купол мавзолея венчала прядь ее волос.




По рассказам, мать Кожа Ахмета была образцом материнства и скромности, а также умела исцелять болезни.

Сюда также приходят паломники, даже в нынешнее пандемийное время людской поток не иссякает, правда, уже с внесением таких поправок, как санитайзеры и масочный режим.



Сейчас рядом с мавзолеем идет стройка большой мечети.



Вообще Сайрам удивительное место, где разные эпохи тесно переплелись между собой, словно нити в цветастом ковре. Особенно показательным в этом плане для меня стало здание, построенное под старину с табличкой ТОО «Qazaq Air Technology».



Здесь абсолютно гармонично сочетаются древние мавзолеи и старинный минарет с новыми зданиями и машинами. А магазин по продаже хиджабов расположен рядом со входом в салон красоты, обещающий своим посетительницам современные косметические процедуры и косметику европейских брендов. В уличных закусочных можно отведать такие популярные блюда, как шашлык или самса, с которыми не сравнится ни один ресторан, пусть он будет увешан мишленовскими звездами, словно млечный путь в безоблачную ночь.



Но при этом есть и какая-то опустошенность и запущенность, словно тысячелетняя история и жизнь, бьющая ключом, на некоторое время взяла тайм-аут и древность погрузилась в легкую спячку, даже не смотря на весь шум и суету городских улиц.

В следующей статье я продолжу рассказ об исторических достопримечательностях Сайрама. Речь пойдет о мавзолее одного из первых исламских миссионеров IX века Абдул-Азиз-Баба и древнем минарете Хызра Пайгамбара, расположенных на территории Сайрама.