Фуры исчезают в полдень…

В прошлом году в Туркестанской области на протяжении почти всего сезона работала мониторинговая группа общественного контроля, куда вместе с еще несколькими журналистами и общественниками вошел и ваш покорный слуга. Тогда к созданию этой группы привела опасно накаляющаяся обстановка среди производителей и транспортировщиков сельхозпродукции, причиной её стали проблемы с выдачей фитосанитарных сертификатов. Подробно об этом можно прочитать в этом материале: Туркестанская область: Фитосертификат жизни [фото]
⠀
В этом году мониторинговая группа, по согласованию с Председателем Комитета государственной инспекции в АПК Министерства сельского хозяйства РК Алмабека МАРСА, продолжила свою работу.
⠀
Надо отметить, если в прошлом году нас в инспекциях встречали не очень дружелюбно, то в этом — ситуация поменялась. Инспектора и начальство охотно шли на контакт, начиная от руководителя областной инспекции по Туркестанской области Ибрагима БЕГАСИЛОВА и заканчивая инспекторами на местах.
⠀
Сказать, что сельское хозяйство — стержень Юга Казахстана, – не сказать ничего. Издревле каждый клочок земли, более-менее пригодный к обработке, использовался по полной – сады, бахчи, теплицы, пшеница, сафлор –все, что можно и, казалось бы, нельзя выращивают в регионе с минимальным количеством осадков, но с избытком солнечного света.
Вокруг сельского хозяйства создаются дороги, возникают аулы — идет жизнь. Но вырастить урожай это одно дело. Второе, иногда самое главное – сбыть его. И здесь проблем не меньше, а порой и больше. Причем многие из них рукотворные.
⠀
В соответствии с правилами перевозок аграрной продукции, вся она подлежит разрешительным документам на предмет соответствия санитарным нормам. И это касается не только безопасности употребления. Если сравнивать, то пандемия коронавируса, парализовавшая мир людей, для мира аграрной продукции давно не новость. Часто эпидемии приводят к гибели не только целого урожая, но и всех посадок. Поэтому контроль за документацией очень строг, особенно из нашего региона, где есть очаги карантинных болезней.
⠀
Без таких документов (того же фитосанитарного сертификата) груз не может пересечь границу страны. Сельхозтоваропроизводители, ориентированные на экспорт, зависят от него, как от воздуха или влаги.
⠀
По словам руководителя областной инспекции по Туркестанской области Ибрагима Бегасилова, в этом году урожай сельхозпродукции по области не очень, связано это с засухой, но работы инспекторам хватает. Мало того, что они досматривают всю продукцию, которую выращивают в области, так на них ложится досмотр и грузов, идущих из Узбекистана.
Ситуация пока стабильна. Несмотря на загруженность, инспектора справляются, и подобных прошлогодним волнений среди перевозчиков нет. Все заявители получают сертификаты в положенные законом трое суток с момента подачи заявки через электронный портал.
Приведу два примера. Например, в Сайрамской районной территориальной инспекции, расположенной в ауле Карасу, руководитель Сабыржан БУХАРБАЕВ рассказал, что в среднем они выдают в день 35-40 сертификатов. Причем здесь строго работает правило: одна машина-один сертификат. На досмотр у инспектора уходит он 15 до 20 минут. В штате сейчас два инспектора и один карантинный инспектор, работают они не покладая рук с утра до вечера.
⠀
Через инспекцию везут черешню, сливу, абрикос, картошку, морковь, сладкий перец и томат. Последние везут наиболее часто, ведь только на территории района находится 115 теплиц. Правда, находясь на территории инспекции почти весь день, мы реально увидели только три фуры с арбузами. Причем досматривали их на окраине Шымкента, километрах в 60 от самой инспекции. Груз, в том числе арбузы из Жетысая и Мактаарала, самых южных точек страны, где как раз начался сезон.
⠀
По словам инспекторов, в тот день были еще две фуры.
⠀
Похожая ситуация повторилась и в Арысской городской территориальной инспекции. Здесь я провел практически целый день, плотно общаясь с инспектором Мухтаром ШИЛМАНОВЫМ. Кстати, он заканчивал знаменитую МСХА имени К. А. Тимирязева в Москве, а после еще и аспирантуру. Это — к вопросу квалифицированности кадров.
⠀
Так вот, по его словам, ему приходится иногда задерживаться на работе допоздна, так как фур проходит от 30 до 40, а в инспекции он пока один инспектор.
⠀
Но по странному стечению обстоятельств в этот же день, а это был понедельник, после двудневных выходных фур так и не появилось. Точнее — были три, опять же со слов инспектора, в тот момент, когда я уезжал на обед. И грузом там были эти самые, знаменитые, жетысайские дыни.
Мухтар Шилманов рассказал и о проблемах инспекторов. Например, сейчас такие виды продукции, как сладкий перец и томат не пропускают без ПЦР-теста (знакомо нам, не правда ли?). Но делают тесты только в Алматы. И поэтому пока они отправят образец из Арыси в Шымкент и дальше в Алматы, может пройти два, а то и три дня. Все перечисленное приводит к задержкам и, соответственно, потерям. Поэтому данные виды здесь не досматривают, отправляя водителей в другие инспекции. Но у этой проблемы есть решение – почти укомплектованная лаборатория в Сарыагаше, только когда она заработает — никто не знает.
⠀
Есть еще одна проблема – постоянно виснет портал, через который инспектора оформляют и вносят в базу эти самые фитосанитарные сертификаты, что также приводит к волоките и недовольству. Но это опять же со слов Мухтара Шилманова. Сам я, увы, фур в тот день так и не увидел.
⠀
Одной из причин мне назвали проблемы с соляркой. Ведь заправиться ей в самом Шымкенте и области, впрочем, как и газом, практически невозможно. У заправок, где топливо продают, тут же скапливаются внушительные очереди, не добавляющие оптимизма.
⠀
В ожидании фур мы с инспектором выехали на несколько бахчей, расположенных в 50 километрах от города. Здесь выращивают поздние сорта арбузов и дынь. Есть поля, где дыни только посадили, и они еще даже не дали всходов; есть, где они уже взошли.
⠀
Инспектор провел осмотр на предмет саранчи. И если на самих полях мы ее не обнаружили, то по дороге наблюдали миграцию довольно крупной стаи, что тоже звоночек не из приятных.
⠀
В общем, по сравнению с прошлым годом, на первый взгляд, ситуация выправилась — нет бастующих дальнобойщиков, нет недовольных фермеров, но возникают вопросы с оформлением и выдачей сертификатов. Или за те четыре дня, что я выборочно посещал инспекции, действительно был «полный штиль» или проблема решается по-другому. Правда, как это сделать с учетом действующей электронной системы слежения и контроля — я не представляю.