Фуры исчезают в полдень…

Фуры исчезают в полдень…
Тип статьи:
Авторская

В прошлом году в Туркестанской области на протяжении почти всего сезона работала мониторинговая группа общественного контроля, куда вместе с еще несколькими журналистами и общественниками вошел и ваш покорный слуга. Тогда к созданию этой группы привела опасно накаляющаяся обстановка среди производителей и транспортировщиков сельхозпродукции, причиной её стали проблемы с выдачей фитосанитарных сертификатов. Подробно об этом можно прочитать в этом материале: Туркестанская область: Фитосертификат жизни [фото]


В этом году мониторинговая группа, по согласованию с Председателем Комитета государственной инспекции в АПК Министерства сельского хозяйства РК Алмабека МАРСА, продолжила свою работу.

Надо отметить, если в прошлом году нас в инспекциях встречали не очень дружелюбно, то в этом — ситуация поменялась. Инспектора и начальство охотно шли на контакт, начиная от руководителя областной инспекции по Туркестанской области Ибрагима БЕГАСИЛОВА и заканчивая инспекторами на местах.



Сказать, что сельское хозяйство — стержень Юга Казахстана, – не сказать ничего. Издревле каждый клочок земли, более-менее пригодный к обработке, использовался по полной – сады, бахчи, теплицы, пшеница, сафлор –все, что можно и, казалось бы, нельзя выращивают в регионе с минимальным количеством осадков, но с избытком солнечного света.




Вокруг сельского хозяйства создаются дороги, возникают аулы — идет жизнь. Но вырастить урожай это одно дело. Второе, иногда самое главное – сбыть его. И здесь проблем не меньше, а порой и больше. Причем многие из них рукотворные.

В соответствии с правилами перевозок аграрной продукции, вся она подлежит разрешительным документам на предмет соответствия санитарным нормам. И это касается не только безопасности употребления. Если сравнивать, то пандемия коронавируса, парализовавшая мир людей, для мира аграрной продукции давно не новость. Часто эпидемии приводят к гибели не только целого урожая, но и всех посадок. Поэтому контроль за документацией очень строг, особенно из нашего региона, где есть очаги карантинных болезней.

Без таких документов (того же фитосанитарного сертификата) груз не может пересечь границу страны. Сельхозтоваропроизводители, ориентированные на экспорт, зависят от него, как от воздуха или влаги.



По словам руководителя областной инспекции по Туркестанской области Ибрагима Бегасилова, в этом году урожай сельхозпродукции по области не очень, связано это с засухой, но работы инспекторам хватает. Мало того, что они досматривают всю продукцию, которую выращивают в области, так на них ложится досмотр и грузов, идущих из Узбекистана.


Ситуация пока стабильна. Несмотря на загруженность, инспектора справляются, и подобных прошлогодним волнений среди перевозчиков нет. Все заявители получают сертификаты в положенные законом трое суток с момента подачи заявки через электронный портал.


Приведу два примера. Например, в Сайрамской районной территориальной инспекции, расположенной в ауле Карасу, руководитель Сабыржан БУХАРБАЕВ рассказал, что в среднем они выдают в день 35-40 сертификатов. Причем здесь строго работает правило: одна машина-один сертификат. На досмотр у инспектора уходит он 15 до 20 минут. В штате сейчас два инспектора и один карантинный инспектор, работают они не покладая рук с утра до вечера.



Через инспекцию везут черешню, сливу, абрикос, картошку, морковь, сладкий перец и томат. Последние везут наиболее часто, ведь только на территории района находится 115 теплиц. Правда, находясь на территории инспекции почти весь день, мы реально увидели только три фуры с арбузами. Причем досматривали их на окраине Шымкента, километрах в 60 от самой инспекции. Груз, в том числе арбузы из Жетысая и Мактаарала, самых южных точек страны, где как раз начался сезон.



По словам инспекторов, в тот день были еще две фуры.




Похожая ситуация повторилась и в Арысской городской территориальной инспекции. Здесь я провел практически целый день, плотно общаясь с инспектором Мухтаром ШИЛМАНОВЫМ. Кстати, он заканчивал знаменитую МСХА имени К. А. Тимирязева в Москве, а после еще и аспирантуру. Это — к вопросу квалифицированности кадров.




Так вот, по его словам, ему приходится иногда задерживаться на работе допоздна, так как фур проходит от 30 до 40, а в инспекции он пока один инспектор.

Но по странному стечению обстоятельств в этот же день, а это был понедельник, после двудневных выходных фур так и не появилось. Точнее — были три, опять же со слов инспектора, в тот момент, когда я уезжал на обед. И грузом там были эти самые, знаменитые, жетысайские дыни.





Мухтар Шилманов рассказал и о проблемах инспекторов. Например, сейчас такие виды продукции, как сладкий перец и томат не пропускают без ПЦР-теста (знакомо нам, не правда ли?). Но делают тесты только в Алматы. И поэтому пока они отправят образец из Арыси в Шымкент и дальше в Алматы, может пройти два, а то и три дня. Все перечисленное приводит к задержкам и, соответственно, потерям. Поэтому данные виды здесь не досматривают, отправляя водителей в другие инспекции. Но у этой проблемы есть решение – почти укомплектованная лаборатория в Сарыагаше, только когда она заработает — никто не знает.

Есть еще одна проблема – постоянно виснет портал, через который инспектора оформляют и вносят в базу эти самые фитосанитарные сертификаты, что также приводит к волоките и недовольству. Но это опять же со слов Мухтара Шилманова. Сам я, увы, фур в тот день так и не увидел.

Одной из причин мне назвали проблемы с соляркой. Ведь заправиться ей в самом Шымкенте и области, впрочем, как и газом, практически невозможно. У заправок, где топливо продают, тут же скапливаются внушительные очереди, не добавляющие оптимизма.



В ожидании фур мы с инспектором выехали на несколько бахчей, расположенных в 50 километрах от города. Здесь выращивают поздние сорта арбузов и дынь. Есть поля, где дыни только посадили, и они еще даже не дали всходов; есть, где они уже взошли.

Инспектор провел осмотр на предмет саранчи. И если на самих полях мы ее не обнаружили, то по дороге наблюдали миграцию довольно крупной стаи, что тоже звоночек не из приятных.







В общем, по сравнению с прошлым годом, на первый взгляд, ситуация выправилась — нет бастующих дальнобойщиков, нет недовольных фермеров, но возникают вопросы с оформлением и выдачей сертификатов. Или за те четыре дня, что я выборочно посещал инспекции, действительно был «полный штиль» или проблема решается по-другому. Правда, как это сделать с учетом действующей электронной системы слежения и контроля — я не представляю.