​Что лежит в основе протестов дальнобойщиков в Казахстане

​Что лежит в основе протестов дальнобойщиков в Казахстане
Тип статьи:
Авторская
Источник:

30 мая сразу по нескольким регионам Казахстана прокатилась волна протестов со стороны водителей грузовых автомобилей. В основной массе это были дальнобойщики — водители междугороднего и международного сообщения. Они выразили возмущение по поводу ввода платного режима на 18 участках дорог Казахстана.





17 мая 2021 года АО «НК «КазАвтоЖол» сообщил о том, что с июня часть дорог республиканского значения в Казахстане станут платными.


«В рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлыжол» на 2020-2025 годы предусмотрено внедрение платности на 11 тыс. километрах дорог республиканского значения. С июня в промышленную эксплуатацию вводятся 18 платных участков общей протяженностью 5,8 тыс. км. Это участки: Шымкент-гр.Узбекистана, Уральск-гр.РФ (Саратов), Уральск-гр.РФ (Самара), гр.РФ (Оренбург)-Актобе, Щучинск-Петропавловск, Шымкент-Кызылорда, Шымкент-Тараз, Тараз-Кайнар, Капшагай-Талдыкорган, Карабутак-Кызылорда, Ақтобе-Уральск, Атырау- Бейнеу- гр.Узбекистана, Актау-Бейнеу, Костанай-гр.РФ (Троицк), Нур-Султан-Костанай, Павлодар-гр.РФ (Омск), Нур-Султан-Павлодар, Павлодар-Семей-Калбатау» — сообщается на сайте ведомства.


Однако тариф для проезда данных участков предполагается вводить дифференцированный, и если для водителя легкового автомобиля стоимость проезда финансово особо нечувствительная, то для грузовых автомобилей с грузоподъемностью свыше 15 тонн действующий тариф предусматривает оплату в размере 25 тг/км по предоплатной системе и 37,5 тг по постоплатной системе.



Протестовали разные группы водителей, попадающие в разные группы оплаты, но все были не согласны с размером вводимого тарифа.


«Мы готовы платить, но за что? Невозможно нигде остановиться на ночь по дороге – солярку сольют. Безопасности нет. Туалеты – дырка в земле. Те дороги, которые не платные, они наоборот нам в минус – резину съедают, сцепление горит, другие запчасти по ходовке летят», — жалуется дальнобойщик Физули из Мактааральского района Туркестанской области.


В целом во время протестов водителей единого лидера среди протестующих замечено не было, очаги вспыхивали то тут, то там, попеременно, но началось, как это чаще всего бывает, на юге Казахстана.


Водители недовольны качеством дорог, качеством оказываемого сервиса, наличием придорожных объектов, уборкой трасс в зимний период и будущей стоимостью оплаты проезда. Так, например, если считать по максимальному тарифу, то проезд Алматы-Актау будет стоить свыше 120 тысяч тенге, а это значит, что минимум на 6 тенге увеличится стоимость каждого килограмма перевозимого груза.


Так же в качестве примера дальнобойщики приводят факт, что в прошлом году за проезд до Владивостока платили около 60 000 тенге за платные дороги по территории всей РФ, сейчас же только за доставку груза от юга Казахстана до границы с Россией придется отдать около 80 000 тенге.
Помимо этого, казахстанские водители грузовых автомобилей подняли вопросы справедливости стоимости проезда для отечественных перевозчиков и иностранных грузовиков, будь то транзит или импорт в Казахстан.


Главный вопрос, на который предстоит ответить власти – за что именно платить? Из чего сформировался тариф и что входит в его стоимость? PRESS.KZ направило соответствующий запрос в МИИР РК.


Бейбут Атамкулов, выступая в Нур-Султане, заявил, что решение уже принято, а недовольства вызваны недостаточной информационной работой: дескать, население было недостаточно информировано. Следует признать, что это провал в информационной работе непосредственно министерства Атамкулова.


Кирилл Павлов, специально для ИА PRESS.KZ