Курганы: снести нельзя оставить

Курганы: снести нельзя оставить
Тип статьи:
Авторская

С течением времени меняется все — наши представления о мире, комфорте, жизни, и сопровождается данный процесс естественными преобразованиями окружающего. В первую очередь это касается городов, развивающихся в соответствии с метаморфозами цивилизации.


Согласитесь, мало кто из современных людей согласился бы сейчас жить в каменных пещерах, когда-то дававших приют нашим далеким предкам. Но, к сожалению, часто происходит так, что процесс современной урбанизации пространства – дело необратимое, и иногда вместо декларируемых улучшений приводит к прямо противоположному результату.

Ведь, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад.

Не в последнюю очередь касается это и культурного наследия, являющегося неотъемлемой, если не главнейшей, частью сознания народа, гордо названного в нашей стране «Рухани жаңғыру» и определяющегося в первую очередь отношением к этому наследию, а не количеством логотипов и пластиковых изображений разноцветной птицы, буквально заполонивших окружающее пространство.

И если с последним у нас все хорошо, то с первым возникают определенные проблемы. Возникают они именно при современной застройке, когда расширение города происходит за счет уничтожения самой памяти.


Ранее мы писали о плачевном состоянии древнего святилища Аккайнар, находящегося в Алматинской области.

Одним из ярких примеров подобному стал недавний скандал в Наурызбайском районе Алматы, когда на отведенном под строительство пустыре при прокладке траншеи были повреждены четыре кургана начала нашей эры, относящихся к эпохе усуней, племен, сменивших собой на нашей территории сакские племена.



Первым тогда забил тревогу научный сотрудник Института археологии имени Алькея Хакановича МАРГУЛАНА Ерлан КАЗИЗОВ. После того как проблема получила огласку в прессе и социальных сетях, до нее снизошли и государственные органы, и представители строительной компании, выделив ученому время и, главное, средства для проведения научной экспертизы объектов. Процедуры в принципе необходимой при начале проведения любых строительных работ, но в наше время почему-то перешедшей в разряд пустых формальностей.



Ерлан Казизов: Сейчас мы проводим так называемые аварийные раскопки пяти курганов, расположенных на территории, отведенной под застройку. Четыре из них были повреждены при прокладке траншеи для подведения коммуникаций, а пятый, расположенный немного в стороне, остался относительно целым, даже сохранив свою насыпь. Его расчищаем с помощью погрузчика.


Это, конечно, довольно грубый метод проведения работ, но, к сожалению, мы ограничены во времени, отведенном на проведение раскопок».

По словам археолога, когда он узнал о начавшейся стройке, то сразу связался с представителями компании и журналистами и благодаря общественному резонансу ему удалось добиться проведения аварийных раскопок. Правда, сами застройщики даже удивились, узнав о том, что их работы грозят уничтожением культурного наследия. Поскольку что может быть ценного, по их мнению, на пустыре, напоминающем городскую свалку.




О печальном состоянии памятников красноречиво говорят груды современного мусора, покрывающие собой древние курганы. Это лишний раз свидетельствует об отношении к отечественной истории.

Ерлан Казизов: «На этой территории расположены два больших некрополя усуньского периода. Однако мы не ждем здесь каких-либо больших открытий, ведь курганы принадлежат, так сказать, рядовым жителям этих племен, причем еще и разграбленными в последующее время. Пока удалось найти осколки керамики и кости жертвенных животных в захоронениях.


Но наша работа тем и интересна, что в любой момент можем найти то, что никто не ожидает. Достаточно вспомнить историю открытия «Золотого человека», ставшего символом нашей страны. Да и ценность подобных захоронений определяется не только наличием в них каких-либо артефактов».





Действительно, если вспомнить историю сенсационной находки «Золотого человека», сакского воина прошлого века, то он был обнаружен в ходе проведения таких же аварийных раскопок. Тогда в Иссыке, после селя 1963 года, уничтожившего в том числе и автобазу для ее переноса, потребовалось снести ряд курганов, также считавшихся разграбленными и не представляющими никакого интереса. Научное открытие состоялось благодаря тому, что по закону об охране исторических памятников место строительства должно было быть согласовано с археологами. И именно во время проведения работ группой командированных из Алма-Аты археологов во главе с ученым Бекмуханбетом НУРМУХАНБЕТОВЫМ и стало возможным это открытие, положившее в итоге начало созданию Государственного историко-культурного заповедника-музея Иссык.

Ерлан Казизов: «Я считаю, что исполнение археологической экспертизы должно проводиться еще на стадии принимаемого решения о передаче земли под любой вид деятельности. Это обычная мировая практика, так называемый «археологический надзор». Представители крупных фирм практикуют ее и у нас, например, в составе копании «Chevron» работает группа археологов, задействованных перед началом любых земляных работ.

Сейчас мы работаем в режиме аврала, нам отвели на все про все буквально 20 дней полевых работ. Тогда, когда по-хорошему требуется два-три года».

К сожалению, на проведении работ сказывается и недостаток финансирования, не позволяющий привлечь к проведению работ квалифицированных рабочих. Раскопки проводятся силами не только самих археологов, но и волонтеров, студентов – археологов и даже подростков, живущих в соседних домах и привлеченных сюда с помощью общедомовых чатов.







Ребята воспринимают это как настоящее приключение, связанное с поиском древних сокровищ, попутно получая не только живые уроки истории, но и, пожалуй, самый главный урок жизни – бережного отношения к памяти. А это иногда дает больше, чем школьная парта или аудитория института.





Сергей Алексеенок. Фото автора.