Фонд-Бюро Расследования коррупции: Замкнутый круг южной власти

Фонд-Бюро Расследования коррупции: Замкнутый круг южной власти
Тип статьи:
Авторская

Фонд-Бюро Расследования коррупции на своей странице в Facebook опубликовал материал о том, как в Туркестанской области предприниматель шестой год судится из-за земельных вопросов. Причина тому – препятствие НАО ГК «Правительство для граждан» и Cудебной власти.


Мы приводим полный текст поста с сохранением пунктуации и орфографии.


«По всей стране бушуют земельные скандалы вокруг незаконной выдачи земельных участков и в большинстве случаев, помимо Комитета по управлению земельными ресурсами МСХ РК, фигурируют еще представители НАО ГК «Правительство для граждан» и Cудебной власти.


В Толебийском районе Туркестанской области предприниматель шестой год судится из-за земельных вопросов и не может воззвать к справедливости.


Тяжелейшая броня из связки НАО ГК + СУД не дает возможности человеку создавать рабочие места, платить налоги и развивать туризм в Казахстане. А сейчас ситуация накалилась до такой степени, что бизнесмен может лишиться земель, приобретенных на законных основаниях.


В 2011 году Ергали Мейрбеков купил участок в Толебийском районе, провел согласование со всеми органами в соответствии с АПЗ, установил границы участка и оформил все необходимые разрешения.


В 2015 году для расширения предприниматель приобрел смежный с ним участок и тут то начались проблемы. Оказалось, что этот участок огорожен и захвачен другим лицом. Как позже выяснится, на этой территории выдал землю акимат сельского округа, хотя права на это никакого не имел, поскольку земля находится в распоряжении районного акимата.


В октябре 2016 суд рассматривает это дело и обязывает соседа «снести возведенное ею ограждение с части территории земельного участка площадью 0,0467 га», вместо положенных 0,4000 га. Вместо почти половины гектара суд решает, что вернуть надо четыре с половиной сотки. В десять раз меньше, чем приобрел предприниматель. Получается, купить участок еще не значит иметь право им пользоваться?


Суд так устроен, что судья не имеет право самостоятельно принимать решений в тех вопросах, которые требуют профессиональных знаний и привлекает для таких случаев экспертов.


Несложно догадаться, что для определения границ участка суд прибегает к услугам представителей НАО ГК «Правительство для граждан», сотрудникам того самого Земельного кадастра, которые и занимаются официальными замерами координат, вбивают «колышки» и на месте очерчивают границы участка.



Замеры границ в этой истории достойны отдельного внимания.


27 сентября 2016 года «Правительство для граждан» направляет в суд заключение, где говорит, что установить координаты данного участка при помощи GPS оборудования не предоставляется возможным и делает замеры вручную, в результате чего обнаруживает наложение в те 0,0467 га. А уже на следующий день, 28 сентября 2016 года, предоставляет заключение, что координаты установлены при помощи GPS системы, начинают отсчет абсолютно с других точек и снова обнаруживают 0,0467 га, хотя при этом явно смещают контур участка. Кто имел опыт работы с «кадастровиками», знает, что у них каждый замер, будь он при помощи GPS или «по абрису», имеет погрешности и расхождения, чего уж говорить, про разную методику. А чтобы вышел абсолютно одинаковый до тысячных долей результат – достаточно просто скопипастить текст.



Есть базовые принципы при подходе к землеустройству, есть некие «якоря», от которых принято замерять расстояние — от обочины, реки или серветута (например, канализации). Но сотрудники НАО ГК «Правительство для граждан» меряют от забора соседнего участка, беря его за основу. В итоге, при любых замерах, неизменным остается участок 2, который даже по карте видно, насколько залез не на свою территорию.




Однако, возвращаясь к теме законности выдачи участка. В 2018 году бизнесмен обращается в суд и просит признать соседний госакт недействительным, поскольку орган, выдавший документ, не имел на то право. На предварительном слушании суд показывает положительный настрой, а затем вдруг выносит отказ, ссылаясь на то, что физлицо не может инициировать такой процесс.


Уже в декабре 2020 года областной акимат проводит внутреннюю проверку и выявляет еще кучу участков с нарушениями (всего выявлено 43 участка) Представители земельной инспекции подают в суд и пытаются признать их незаконными.
Но и здесь суд не видит проблемы и отказывает в признании госакта незаконным на основании того, что, во-первых, «кадастровики» уже предоставили замеры в 2016 году, да и в целом эта ситуация никому из физических лиц ущерба не несёт. Однако при этом признает действия сотрудников земельного кадастра незаконными, но отказывается признавать незаконными результат их деятельности. Это как если бы чиновника поймали со взяткой, поругали и отпустили, но взятку ему оставили.



Мы много говорим о «слышащем государстве», в самом начале нам заявляли, дескать, «дитя не плачет – мать не разумеет», но, в некоторых случаях, «дитя» уже давно надорвало глотку, а «мать», такое ощущение, что давно оглохла.


Абсурд в данной истории зашкаливает, в какой угол не сунься. Вероятно, тяжелая ноша властелинов госактов, дает свою ощутимую накладку, иначе как понимать, что Управление Архитектуры требует от бизнесмена сдвинуть ограду из-за предстоящего расширения дороги и чуть позже, в августе 2020, НАО «Правительство для граждан» выдаёт земли на этом же самом месте, на той же самой дороге, вот только участок достается владельцу соседней зоны отдыха. Притом, выдают земли прям на красных линиях: впритык к автодороге, на канале и в водоохраной зоне со стороны реки. Не стесняясь.


По идее всю эту крепкую конструкцию из связки «Правительства для граждан» и судов можно разбить одной простой независимой землеустроительной экспертизой, достаточно «отстрелять» координаты и отметить участок, но без решения суда это невозможно – владелец самозахваченного участка не пускает никого на свою территорию, ссылаясь на самое первое решение суда.


А суд уперся и считает что нет причин перемерять территорию, нет поводов считать госакт незаконным, несмотря на признание незаконными действий выдавшего их сотрудника.


Есть ли дело Мусин Багдат до своего любимого детища, которым он так гордится – Азаматтарға арналған үкімет/ Правительство для граждан
– непонятно. Но коррупция внутри этого «монстра» давно уже достойна внимания всех компетентных органов.


Пока готовился материал, подоспел ответ от Антикоррупционной службы, в которой антикорщики ссылаются на Комитет по управлению земельными ресурсами. Который, в свою очередь, говорит, что в его компетенции находятся только областные территории и моногорода, районы, села и городские земли – это вопрос компетенции областного руководства. Акимат области сам подает в суд для признания незаконными 43 земельных участка. А суды же, не взирая на неоспоримые факты, не видят необходимости признания незаконными результатов деятельности госслужащих, которая ими же признана незаконной.


Концепция «слышащего государство» постепенно превращается в тактику избавления от проблем. Складывается ощущение, что каждый стоит на своем квадратном метре кафеля с веником в руках и при малейшем попадании мусора на его территорию, старается тут же смести его на соседний квадрат.


Раньше государство хотя бы пыталось соблюсти баланс, шагая по тонкому, но острому лезвию, когда бизнес и может существовать самостоятельно, и не в напряг себе «отжимается». Сейчас же налицо ситуация, когда бизнес уже не в состоянии выносить тех нагрузок, что на него взваливают государственные мужи, помимо официальной части.


Перефразируя Наполеона Бонапарта: «Тот кто не хочет давать работу и получать налоги со своих бизнесменов, будет потом предоставлять рабочие места и отдавать прибыль иностранным предпринимателям». И не надо быть семи пядей во лбу аналитиком, чтобы понять эту простую истину".