Сакральный Казахстан. Жаркентская мечеть

Сакральный Казахстан. Жаркентская мечеть
Тип статьи:
Авторская

Сегодня в рубрике «САКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН» расскажу об одном из самых удивительных культовых сооружений нашей страны – деревянной мечети города Жаркент, построенной в уникальном восточно-туркестанском или, как его еще называют, мусульмано-китайском стиле, свойственном только этому региону.



Свое название он получил благодаря синтезу двух культур – мусульманской и китайской, ранее широко распространенных в этом регионе и сочетающих в себе историческое наследие обеих.

К сожалению, сейчас Жаркентская мечеть осталась, пожалуй, одним из последних архитектурных памятников, выполненных в этом стиле. Поскольку немногочисленные памятники данной культуры в большинстве своем практически уничтожены. Это делает Жаркентскую мечеть настоящим артефактом культуры не только данного региона, но и всей мировой художественной культуры.




Сама история ее строительства довольно загадочна. Началась она в конце XIX века, точнее — в 1882 году, когда по итогам курултая местное население принимает решение о постройке собственной мечети. В 1883 году начинается заготовка леса (так как мечеть в основном построена из уникальной тянь-шаньской ели), а в 1884 непосредственно само строительство. (Разные источники указывают разные годы ее строительства: от 1883 до 1895.)

Финансировалось оно из собранных народом денег, большую часть из которых дал семиреченский купец первой гильдии, миллионер и меценат Вали Ахун Юлдашев. Он же и руководил строительством, для которого был приглашен китайский архитектор Хон Пик.





Так как большинство прихожан мечети составляли выходцы с территории Китая, то одним из главных пожеланий зодчему было использование в оформлении мечети китайских мотивов. Что и было выполнено. Сама мечеть по форме напоминает больше буддийскую пагоду, а обильно используемые в ее оформлении китайские фонари и элементы декоры еще больше подчеркивают этот эффект.



Но не только это делает мечеть удивительной. Дело в том, что ислам строго запрещает использовать изображение животных и человека, особенно в местах, предназначенных для молитвы. Но художники, расписывавшие мечеть, допустили изображение ряда небольших животных, полускрытых растительным орнаментом узора и показанных лишь частично, что не считается их полным изображением.




Рядом с мечетью находилось медресе, а попасть на ее территорию можно через ворота, выполненные в классическом мусульманском стиле, навеянном архитектурой Самарканда. Сейчас ворота открывают только в дни празднования Наурыза, Курбан Айта, Ораза Айта и Дня рождения Пророка Мухаммеда (С.А.С.).




Загадочна и судьба мастера Хон Пика. Дело в том, что данная мечеть — единственное сохранившееся до наших дней строение, приписываемое этому архитектору. И, судя по всему, последнее, что породило легенду — мастер после ее возведения был казнен, дабы он не смог повторить подобный шедевр.

Есть и другая версия: будто казнили его в Китае, именно за то, что он создал подобную мечеть.

К сожалению, более подробных сведений о его жизни и смерти не найдено. В истории осталось только имя и созданная им мечеть.

Несмотря на довольно короткий срок своей жизни, менее двух столетий, мечеть значительно пострадала во время землетрясения 1910 года и в ранние годы советской власти, когда ее использовали и как казарму для красноармейцев, и как зернохранилище.

Сейчас мечеть работает как музей.







Сергей Алексеенок. Фото автора.