Куклы, играющие в людей

Куклы, играющие в людей
Тип статьи:
Авторская



В Центральном Государственном музее Республики Казахстан проходит Международная выставка кукол и медведей Тедди «AsiaDoll».



Свое название экспозиция получила по имени организаторов выставки — Творческого союза кукольников Казахстана «AsiaDoll», объединяющего сейчас более 60 мастеров из нашей страны. Правда, география выставки шагнула немного дальше, чем границы Казахстана: на выставке есть работы мастеров из России, Беларуси и Кыргызстана.

Творческий союз кукольников Казахстана был создан в 2018 году, данная выставка — второе крупное мероприятие, проводимое им.



Татьяна СЕМЕНОВА – глава Творческого союза кукольников Казахстана «AsiaDoll»:

«К сожалению, у нас работу кукольных мастеров еще воспринимают как нечто второстепенное, приземленное и не дотягивающее до высокого искусства. Почему так происходит, не знаю, ведь авторская кукла в мире -давно признанный, отдельный вид профессионального творчества. При этом в нашей стране довольно много мастеров мирового уровня, чьи работы находятся в частных и музейных коллекциях за рубежом. Наш Союз был организован именно с целью продвижения творчества казахстанских мастеров на внешний рынок и усиления их статуса у себя на родине».






Так уж повелось, что кукла прочно ассоциируется у большинства с определенным периодом человеческого возраста, минуя который, мы, кажется, напрочь забываем об их существовании. Если же посмотреть на жизнь боле пристально, то куклы окружают нас не только с первых моментов жизни, но и сопровождают весь оставшийся путь.



Впрочем, это и неудивительно, кукла возникла на самых начальных этапах цивилизации и часто помимо развлекательной функции несла в себе и особый сакральный смысл, ведь мастер, создающий куклу, воспринимался как человек, бросивший вызов самому Богу. Куклы активно использовались в различных магических ритуалах, религиозных обрядах, да и во многих произведениях литературы или кинематографа, часто обыгрывая их потусторонние свойства. Достаточно вспомнить популярный цикл фильмов про куклу- убийцу Чаки.



Татьяна Семенова: «Да, вокруг кукол ходит множество суеверий и, если можно так сказать, сплетен. Часто журналисты задают мне вопрос про обрядовую магию. Отрицать это явление было бы глупо, но и наделять куклу чем-то, выходящим за рамки действительности, я бы тоже не стала. У нас есть негласное правило — при создании кукол, допустим, никогда не используется человеческий волос, может, именно по причине излишних суеверий. Но особым мастерством считается создать кукле глаза с эффектом «следящего взгляда», известной оптической иллюзии, создающей ощущение, что картина или кукла словно наблюдают за тобой. Такой момент оживления своей работы».




«Эльф». Жанна БАРАКАЙ




В экспозиции представлены разные куклы как по материалу, из которого они выполнены, так и по тематике, и по назначению. Наравне с интерьерными работами есть и целые композиции, предназначенные исключительно для музеев или выставочных залов. К примеру, работа Натальи ЛЕПЕХИНОЙ «Игра в кораблики».







Причем, рассматривая ее с разных сторон, открываешь для себя новые скрытые в ней или, скорее, в себе смыслы. Такой же эффект произвели на меня и работы другого казахстанского мастера Надежды КРАВЧЕНКО – «Игра в преображение» или «Мутабор» — прямой остыл к истории Калифа Аиста.






«Многие работы наших мастеров являются прямым остылом к различным сказкам, историям, другим художественным произведениям. На выставке есть экспозиция детских работ из папье-маше, где они воспроизводили фрагменты картин разных художников от Иеронима Босха до Рене Магрита.




Вообще кукла это очень часто целая история. Например, работа мастера из России Натальи ШПАК «Мальчик Юра» возникла из рассказов о том, что в кабинете Юрия Никулина до последних моментов его жизни висел портрет Чарли Чаплина, и вот на основе этой информации художник создал их встречу, сотворив собственную версию вселенной».




Выставка продлится до 25 декабря. У вас еще есть время окунуться в мир не просто сказки, а действительно другой Вселенной. А вот насколько параллельной она окажется для вас — решать уже каждому лично.

На выставке также можно купить работы некоторых мастеров, правда, среди них есть и те, кто принципиально не продает своих кукол, как, например, Татьяна Гаврилова, чья семейка гномов, пожалуй, один из немногих экспонатов, что находится за стеклом, немного мешая «живому» восприятию.



Выставка включает в себя фрагменты и более масштабного проекта -«Золотой век Шелкового пути», персонажей сказок народов тех стран, по которым проходил маршрут Шелкового пути, тема этнического костюма, собирательные образы животных и людей.














Сергей Алексеенок. Фото автора.