Сакральный Казахстан. Костанайская область

Сакральный Казахстан. Костанайская область
Тип статьи:
Авторская

Сакральный Казахстан.


Когда говорят о Костанайской области, то в первую очередь упоминают ее как один из главных регионов Казахстана по производству сельскохозяйственных культур; и, действительно, область является одним из основных агропромышленных регионов, занявшая по итогам 2020 года первое место в стране по производству муки, второе — по молоку.




Но вместе с тем область является и весьма интересной с исторической и культурной точки зрения. Она — родина таких выдающихся деятелей, как Ыбырай Алтынсарин, Шокан Уалиханов, Ахмет Байтурсынов, Амангельды Иманов и ряда других исторических личностей, чей вклад в историю Казахстана трудно переоценить.

Административным центром области является город Костанай, начинающий свою историю с 1879 года. (официальная дата основания).



С названием города связывают легенду о двух сестрах — Кос и Тана, сестрах близнецах. Их селение располагалось рядом с торговыми путями, и они с детства встречали караваны. Обе отличались гостеприимством. У купцов того времени даже сложилось поверье: если при въезде в аул их встретят сестры, то и в дальнейшем путникам будет сопутствовать удача. Но случилась эпидемия, сестры умерли. После их смерти сельчане похоронили их и решили: пусть их имена живут и дальше в названии местности, символизируя ее гостеприимство.


Есть и другие легенды о происхождении названия города и других названий, но именно история о двух сестрах нашла свое отражение в скульптуре, установленной в городе.


Узнать детально об истории города и края можно, посетив Костанайский областной историко-краеведческий музей, являющийся культурным центром города.



Здание, в котором расположен музей, уникально, ведь оно, по сути, и есть живая история подчас в самых страшных ее моментах. Расположен музей в здании бывшего Пассажа купцов Яушевых, а свою летопись начинает с 1915 года. Во дворе музея работает экспозиция под открытым небом и исторический сквер с уникальным памятником гражданской войны – стеной расстрела в выбоинах от множества пуль. Место, где во время захвата города Колчаком было расстреляно до 8 000 тысяч человек. Колчаковская следственная комиссия работала в соседнем здании, там сейчас расположено областное управление культуры.




Значительная часть экспозиции посвящена раскопкам археологических памятников, в частности поселения и некрополя Бестамак, Алексеевского поселения, могильника Джангильды, где были собраны очень интересные коллекции артефактов, включая коллекцию маханджарских неолитических остродонных сосудов, не встречающихся в других культурах. Исследования на территории области ведутся с начала 20-ых годов прошлого столетия, находки того времени пополнили археологическую коллекцию музея и экспонировались в зале древнейшей истории.






Многие артефакты, включая знаменитого Тобольского мыслителя, были обнаружены местными жителями совершенно случайно. Поразительно искусство, с которым был обработан камень, учитывая его возраст — более 4 000 лет. Сейчас в музее находится копия артефакта и подлинник похожей статуэтки, обнаруженной позже.


В центре города одно время стояла увеличенная копия статуэтки, пополнившая ряд малых архитектурных форм Костаная.







В 2018 году в музее был открыт зал «Рухани жаңғыру», в экспозиции представлены макеты наиболее знаковых историко-культурных объектов области, вошедших в проект «Духовные святыни Казахстана» или «Сакральная география Казахстана».



Среди макетов, демонстрируемых в зале, можно увидеть следующие сакральные объекты: Торгайские геоглифы (Уштогайский квадрат, Торгайский трикветр), укрепленное поселение эпохи бронзы – Камысты, захоронение Жабагы батыра, мавзолей Абдыгаппара Жанбосынулы, мавзолей Кейки батыра, мавзолей Барака Жанузакулы (Карабалуанулы), мавзолей Жазы би Жанулы, мавзолей Коянак аулие Жолшаракызы, культовый памятник Екидын и ряд других объектов общенационального и регионального значения.










Акмечеть. Датировка объекта: 1893 год.


Местонахождение объекта: город Костанай, проспект Аль-Фараби, 44.


Ярким памятником культовой архитектуры города Костаная конца XIX века является здание мусульманской мечети. Инициаторами строительства мечети стали местные казахи, татарские и башкирские купцы, в большом количестве проживающие в городе. Основные средства на новую мечеть передали: известный татарский купец и благотворитель, представитель Троицкого торгового дома «Братья Яушевы» Абдулвали Яушев, волостной управитель Аракарагайской волости Минайдар Клычбаев, ходжа Есентай. Для создания орнамента декора приглашали мастеров из Санкт-Петербурга.



Здание мечети 6-метровой высоты делилось на два яруса. В нижнем ярусе, устланном войлоком, молились небогатые мусульмане, в верхнем — со стенами и полом, убранными роскошными коврами — местная знать. Первоначальный вид здания не сохранился, так как в конце 1920-х годов мечеть была закрыта. В годы советской власти в здании последовательно располагался клуб, эвакопункт, кинотеатр юного зрителя, концертный зал областной филармонии. С 1991 по 2016 годы в этом здании вновь располагалась мечеть.


С сентября 2019 по май 2020 года в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» в здании мечети проведены научно-реставрационные работы. Известные архитекторы страны предварительно изучали архивы, выезжали в Оренбург и Уфу для поиска фотографий мечети и схем строительства, чтобы при реставрации максимально восстановить первоначальный облик здания. После реставрации изящное и уникальное здание Акмечети вновь радует взгляды горожан и по праву входит в список главных достопримечательностей Костаная.




Свято-Никольская церковь в селе Пресногорьковка Узункольского района.




Самый старый православный храм на территории Костанайской области, сакральный объект регионального значения. Громадная церковь из бутового камня и обожженного кирпича была построена в 1799 году на пожертвования местных жителей. При строительстве для крепости стен использовали особый раствор – с добавлением яичного белка и алебастра. Церковь по архивным данным «имела два придела – во имя святого Николая Чудотворца и иконы Казанской Божьей Матери, обнесена деревянным забором. В 1935 году храм был закрыт и превращен в склад для хранения зерна. В 1940-е годы была разрушена колокольня. Долгие годы в здании размещались различные учреждения. С 1991 года здание передано русской православной церкви и началось восстановление Свято-Никольского храма на пожертвования верующих.






Мавзолей Ыбырая Алтынсарина — сакральный объект общенационального значения. Ыбырай Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа, открыв 14 учебных заведений. Он написал учебники «Казахская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку», книгу «Шариат-ул-ислам». Памятник на его могиле устанавливался трижды: в 1960, 1981, 1991 годах. К 150-летию со дня рождения просветителя на месте старого обелиска был возведен мавзолей из красного кирпича портально-купольного типа. В 2017 году проведена реконструкция мавзолея, увеличена площадь и высота сооружения. В качестве отделки использован белый известняк-ракушечник и гранит из Мангистауской области. Кроме того, облагорожена вся прилегающая территория, установлено освещение, предусмотрены площадки для проведения мероприятий.




Данные три объекта выбраны мной по причине того, что их мне удалось посетить лично. Доступ к остальным немного затруднен расстояниями и где-то качеством дорог. Так, этим летом практически добравшись до мавзолея Барак батыра, мы были вынуждены остановиться, не доехав до него буквально 15 километров. Причина банальна – остаток пути пролегал по обычной полевой дороге, но прошедшие ливни превратили ее в непроходимое болотце, проехать которое невозможно.



Но в новом, 2021 году, не оставляю надежд снова попасть в эту прекрасную область и посетить если не все, то значительную часть сакральных мест, упомянутых в этом материала.


Отдельно хочу поблагодарить директора Костанайского областного историко-краеведческого музея Акимбаеву Умут Бламбековну и заведующую отделом по охране и использованию историко-культурного наследия Щербин Викторию за прекрасно организованную экскурсию по музею и предоставленные материалы, используемые в статье.

Сергей Алексеенок. Фото автора.

287

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!