Каждый третий казахстанец столкнулся с мошенниками

Тип статьи:
Авторская

Не секрет, что именно в период нестабильной экономической ситуации, вызванной разными факторами, в данному случае карантинными ограничениями, связанными с борьбой с коронавирусом, начинается расцвет мошеннических действий.


«Мошенничество в эпоху пандемии» стало заглавной темой проведенной онлайн-конференции, спикерами на которой выступили Евгений ПИТОЛИН — управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии, СНГ и странах Балтии; Светлана КОРОЛЕВА — исполнительный директор Евразийского банка и психолог Марина ГАЛКИНА.


Каждый третий житель Казахстана сталкивался с мошенниками, действовавшими от лица банков, — такую информацию озвучил сегодня на онлайн-конференции Евгений Питолин.



Эти данные получены в результате опроса, проведенного компанией OMI по заказу «Лаборатории Касперского» в июне-июле 2020 года. В нём приняло участие 500 респондентов в Казахстане, вопросы относились к первому полугодию 2020 года, времени, когда в Казахстане и мире стала разгораться пандемия коронавируса.


Согласно данным этого же опроса, среди незаконных способов лидирует, так называемое, «телефонное мошенничество», именно с ним в трёх из четырёх случаев (73%) сталкивались респонденты. Причем выявлена интересная закономерность: половина таких звонков были сделаны в рабочее время — с понедельника по четверг, с 11 до 18 часов.


В 58% случаев мошенники представлялись сотрудниками финансовых организаций, в остальных случаях — сотрудниками государственных или общественных организаций, продавцами на сайте объявлений и сотрудниками онлайн-магазинов.


В 47% случаях мошенники обращались по имени, в 31% называли полностью правильное Ф.И.О и только в 14% указывали правильные данные карты или банка, в котором открыт счет.


Последнее спикеры связывают не с банковскими утечками, а с неаккуратностью самих пользователей, спокойно раскрывающих информацию о своих банковских реквизитах в социальных сетях.


Наиболее распространёнными легендами оказались — предложение кредита (64%), необходимость подтвердить данные, такие, как пароль, номер банковской карты, пин-код, CVV-код (59%) и сообщение о блокировке карты (44%).


Лидером (52%) среди целей мошенников являлось совершение жертвой оплаты комиссии, якобы выигрыша (СКАМ). В 43% случаях злоумышленники пытались выведать код из СМС или данные карты, а в 22% случаях убеждали перевести деньги якобы на безопасный счёт.


В среднем сумма ущерба от действий мошенников, представляющихся сотрудниками банковских организаций, составляла в первой половине 2020 года почти 12000 тенге.


По словам Светланы Королевой, исполнительного директора Евразийского банка, ежегодный ущерб в мире от действий мошенников (недополученная прибыль и кибератаки) составляет 5,2 трлн долларов США.



Правда, по ее же словам — «В Казахстане – один из самых низких показателей мошенничества по сравнению с другими странами мира. Однако резкий всплеск активностей был зафиксирован во время пандемии, в июне-июле на всей территории страны в большинстве казахстанских банков. В основном это было телефонное мошенничество – то есть вишинг (voice phishing). Мошенники представляются работниками службы безопасности или колл-центра банка, для убедительности фоном присутствует звук работающего колл-центра, а номер телефона с помощью специальных программ – анонимайзеров отражается, как официальный номер банка».


По данным Евразийского банка топ-10 субъектов для мошенничества в Казахстане это — оплата услуг связи, включая предоплату и рекурентные платежи (65%), авиаперевозчики (18%), отели и другие места проживания (11%), авиаперевозчики/продажа авиабилетов (3%), финансовые услуги, квази-кеш; казино и игровые автоматы; рестораны и столовые; туроператоры и турагентства; пополнение электронных «кошельков»; бакалейно-гастрономические супермаркеты.


По словам психолога Марины Галкиной, мошенники при контакте используют следующие манипуляции: беспокойство, тревогу, страх; стыд; вину + страх наказания, а также жадность, желание большого выигрыша и сочувствие, жалость.



«Успех мошенника зависит от его способности вызвать у жертвы сильные эмоции, чтобы человек стал неспособен рационально принимать решение. Распознать мошенника можно, например, по контрасту: он будничным, монотонным тоном сообщает вам об опасности, а у вас в этот момент вспыхивает страх. Вы теряетесь, замираете и готовы следовать указаниям того, кто якобы знает, как вас спасти», — уверяет она.


Надеемся, что данная информация будет полезной для того, чтобы распознать действия мошенников в случае, если вы столкнетесь с ними путем прямого или телефонного контакта. Но в первую очередь спикеры советуют соблюдать правила элементарной безопасности в сети по сохранности собственных цифровых данных. Не публиковать их в свободном доступе и тем более не высылать фотографии банковских карт, а также удалять всю информацию из истории, если вы воспользовались чужим гаджетом, кроме того «Лаборатория Касперского» советует:


• с осторожностью относиться к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков;
• не переходить по сомнительным ссылкам из СМС или сообщений в мессенджерах;
• ни в коем случае никому и никогда не сообщать CVV и одноразовые коды из СМС или push-уведомлений;
• в случае любых подозрений немедленно положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обратной стороне карты.



СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕНОК

Комментарий редакции:
Без согласования с редакцией использование авторских материалов запрещено
293

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!