Алматы: Закрытая служба в Вознесенском соборе [фото]

Тип статьи:
Авторская

Вряд ли найдется человек, кто в данный момент будет спорить, что пандемия коронавируса COVID-19 внесла кардинальные изменения в жизнь всего мира. И если экономические последствия мер, принятых для борьбы с болезнью, даже не вызывают сомнений, то есть еще одна область нашей жизни, которую пандемия не обошла стороной, и касается она религиозных взглядов людей.


Право на свободу вероисповедания (свободу совести) и невозможности подвергаться дискриминации по мотивам отношения к религии в Казахстане закреплено в Конституции и регулируется рядом специальных законодательных актов.


С 16 марта в стране указом Президента был введен режим ЧП, подразумевающий возможные ограничения конституционных прав граждан, многих он коснулся в первую очередь в плане ограничения свободы передвижения и права на свободу труда.


Ограничения коснулись представителей всех конфессий без исключения, я же более детально хочу коснуться жизни православной общины Казахстана.


Введенный режим и сопутствующие ему карантинные меры серьезно ограничили и возможность верующих осуществлять религиозную жизнь. Так, с 19 марта в Алматы было ограничено посещение верующими церковных служб, а после для них закрыли и сами храмы.




Дело усугублялось тем, что жесткие меры пришлись на ряд крупных церковных праздников, в том числе Благовещения, Входа Господня в Иерусалим и, пожалуй, главного праздника православных христиан – светлого Воскресения Господня, Пасхи.


Надо отдать должное, православные Казахстана приняли жесткие меры со смирением. Здесь отмечу: Казахстан является светским государством и поэтому, что касается верховенства закона, то любые религиозные объединения в первую очередь должны руководствоваться именно этим.


Правда, данное постановление вызвало неоднозначную реакцию в церковном мире, так как подобные меры были введены во многих странах, замечены случаи и открытого неповиновения со стороны священничества, что, к сожалению, привело к массовым случаям заражения, как верующих, так и самих священнослужителей.


Позиция православной церкви Казахстана была выражена в официальном обращении митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в связи с эпидемией коронавируса, опубликованном на сайте митрополии Казахстана 8 апреля 2020 года:


«В эти дни из-за необходимых карантинных мер временно ограничен доступ в храмы, мы лишены возможности посещать горячо любимые нами великопостные богослужения. Но пусть большим утешением для каждого верующего сердца станет осознание того, что даже при закрытых дверях в наших храмах продолжается совершение самой главной службы – святой Евхаристии, не прекращается принесение Бескровной Жертвы за жизнь мира. Архипастыри и священнослужители пред престолом Божиим молятся за благополучие Казахстана и скорейшее избавление нашей страны и всего человечества от моровой язвы, поминают живых и усопших, ходатайствуют о прощении грехов и даровании великой и богатой милости Божией».


Как сказал ключарь Вознесенского кафедрального собора, протоиерей отец Александр Суворов: «мы выполняем рекомендацию Патриарха и правящего митрополита, согласованные с решениями государственных властей, чтобы не допускать распространение Пандемии. Поэтому храмы закрыты для прихожан. Тем не менее, разрешенные священники ездят по домам, причащают и исповедуют людей».


Как писал святитель Игнатий Брянчанинов: мы — грешники, мы не заслуживаем чуда Божия, нам не стоит думать, что ради нас Бог изменит законы естества. Думать так — признак самомнения.


Кроме того, уже во 2- м веке было соборно запрещено специально искать мученичество. Это же можно отнести и к нынешнему вирусу, и связанным с ним страданиям.


Но церковный канон при этом требует также продолжения совершения Божественной Литургии – принесения бескровной жертвы. В храмах священники в условиях жестких ограничений продолжают совершать службы, строго соблюдая все предписанные меры, в том числе не собираться больше троих.
Чтобы получить разрешение находиться на подобной службе, нашей редакции пришлось обращаться с прошением лично к митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру, ведь в нынешней ситуации разрешение на присутствие на службе представителям СМИ выдает лично он.


Нам удалось получить разрешение Владыки и сделать фоторепортаж с закрытой службы.



Вознесенский кафедральный собор Алматы находится в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, что также подразумевает еще большую ограниченность для его посещения. Поскольку с введением карантина все парки в городе были закрыты для посещения. В обычное время многолюдный парк поражает своим безмолвием, лишь его постоянные обитатели, белки, буквально бросаются, только увидев человека. Здесь они практически ручные, а в условиях отсутствия людей для них наступили голодные времена. Хоть и сотрудники собора, имеющие доступ, стараются их подкармливать.



Вознесенский собор пуст. Здесь только недавно закончилась реставрация, и правый, южный придел, собора еще в строительных лесах. Не закончена роспись стен. Только в алтарной части ее успели завершить до введения карантина, и мы, по словам отца Александра, первые, кто публикует фотографии.








Лишился собор и еще одного своего узнаваемого атрибута – ночной подсветки: «А, что делать? – говорит отец Александр, — мы были просто вынуждены пойти на такие меры. Сейчас у нас абсолютно нет доходов, почти все сотрудник отправлены в отпуска, и оплачивать коммунальные услуги очень затруднительно. Служим только литургию и то по большим праздникам, стараясь не использовать дополнительное освещение. Не зажигаем даже паникадило (центральная люстра). Исключение было сделано на Пасху, когда служил сам Владыка».




Совершаемая служба называется Антипасха или Фомино Воскресение, ибо в него поминается апостол Фома. Тот, благодаря кому родился фразеологизм – Фома неверующий.


В народе праздник носит название Красная горка – именно с этого дня, после Великого поста, церковь начинала совершать таинство венчания.


Из-за режима ЧП и в отсутствие прихожан, отец Александр благословил съемку в алтаре, Святая Святых церкви, куда в обычное время миряне практически не допускаются. Расписывать весь ход службы, мы думаем, нет смысла, ведь ее описание можно найти в интернете. Отметим только несколько аспектов, появившихся именно из – за режима ЧП.


Храм лишен не только прихожан, но и привычного горения свечей и лампад, неугасимым остается только семисвечник, стоящий перед престолом в самом сердце алтаря.


Именно здесь и совершается самое главное таинство православного христианства – Евхаристия. После причащения священников, а в данное время в соответствии с введенными ограничениями это иерей и диакон, и третий – чтец, заменяющий собой еще и церковный хор.










































Во время молитвы за здравие и упокой, во время вынимания частиц из просфор на жертвеннике вместо канонических записок, подаваемых на бумаге, сейчас используется смартфон, ведь прихожане отправляют имена своих близких путем электронных сообщений. На смартфон записывается и краткая проповедь с амвона, которую после выкладывают в интернет на специально заведенный телеграмм-канал t.me/cathedralkz



Надеемся, что данные ограничения не продлятся долго, и вскоре верующие смогут вернуться к своему обычному образу церковной жизни.


Хочется отметить, что сейчас у мусульман идет Священный месяц Рамазан и пост Ораза, и верующие, исповедующие ислам, также лишены возможности совершения своих центральных обрядов. Мы желаем им силы духа, чтобы их молитвы были услышаны Всевышним.


Мир нам всем.


ФОТО: СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕНОК

Комментарий редакции:
Без согласования с редакцией использование авторских материалов запрещено