В РК планируют усовершенствовать закон «о защите прав потребителей»

В РК планируют усовершенствовать закон «о защите прав потребителей»

Министерством торговли и интеграции был разработан первый пакет поправок в законодательство страны по вопросам защиты прав потребителей. Об этом сообщил председатель Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскар ТЫНЫСБЕКОВ, передает PRESS.KZ со ссылкой на данные СЦК.

Отмечается, что  25 июня 2020 года закон подписан президентом страны. Однако, в ходе правоприменительной практики, при реализации нововведений возникли определенные трудности. Спикер отметил, что имеющиеся проблемы трехступенчатого алгоритма защиты прав потребителей. «Судебная практика показывает, что потребители прежде, чем обратиться в суд, обязаны последовательно пройти первые два этапа трехступенчатого механизма, 1 этап – продавец и субъект досудебного урегулирования потребительских споров, 2 этап – государственный орган. В этой связи, предполагается внести изменения в норму закона, исключив в нем лишний барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту», — отметил представитель ведомства.

«Второе, неполный охват всех видов нарушений прав потребителей, введенными в Кодекс об административных правонарушениях. В законе значительно расширился перечень обязанностей продавцов, однако на сегодняшний день в КоАП предусмотрены всего 2 состава административных правонарушений. В связи с чем, ведется работа по передаче в подведомственность уполномоченного органа рассмотрения административных дел еще по двум составам нарушений. Третье, недостаточность эффективного общественного контроля», — сообщил спикер.

Он подчеркнул, что наделение общественных объединений потребителей правом осуществлять общественный контроль не дало полного эффекта, так как они не наделены функцией проведения контрольного закупа образцов товара с целью оценки его безопасности и качества. Еще существуют пробелы в действующей правоприменительной практике в электронной торговле. Потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через интернет, что требует законодательного урегулирования оборота товаров в социальных сетях. Поступили предложения и от общественных организаций потребителей, государственных органов и других заинтересованных лиц в целях улучшения законодательства РК.

«Так, общественными объединениями потребителей предложено распространить базовые принципы закона на сферы финансовых, страховых, банковских, жилищно-коммунальных, медицинских, туристских, транспортных услуг, не предусмотренных действующим законом по защите прав потребителей. Необходимость рассмотрения данного вопроса показывают и результаты социологического исследования, проведенного в 2020 году. (...) ООП предлагают законодательно урегулировать вопросы их финансирования, создать механизм исключения обмана и мошенничества при оплате товаров через электронные торговые площадки, расширить механизм общественного контроля, вернуть ранее существовавший до 2010 года институт по начислению ООП вознаграждений от сумм, возмещаемых потребителю», — сказал глава профильного комитета. 

ФОТО: Из открытых источников

Источник: