МОН изменил требования к деятельности ВУЗов

МОН изменил требования к деятельности ВУЗов

В Казахстане изменены требования к образовательной деятельности казахстанских Высших учебных заведений (ВУЗов), передает PRESS.KZ со ссылкой на данные МОН РК.


В ведомстве отмечают, что новшества введены в зависимости от специальностей и направлены на усиление практико-ориентированности высшего образования. Например, если раньше по направлению «Педагогические науки» обязательным было наличие ученых степеней у 45% преподавателей, то теперь – не менее чем у 50%. Помимо этого, ВУЗам необходимо внедрить и реализовать систему дуального обучения. «То есть студенты должны практиковаться в организациях образования, получать практические навыки уже во время обучения в ВУЗе. Для этого университетам необходимо тесно сотрудничать с организациями образования и отраслевыми учреждениями», — говорится в сообщении ведомства.


Отмечается, что в прошлом году для подготовки педагогов были введены требования о соответствии образовательных программ профессиональному стандарту педагога, о необходимости наличия не менее семи лицензий по профильному направлению. «Такие новшества способствуют тому, что теперь педагогов будут готовить только те университеты, которые имеют как качественные образовательные программы и квалифицированный преподавательский состав, так и соответствующую материально-техническую базу и др.», — подчеркивают в МОН. Что касается направления «Здравоохранение», то теперь 50% преподавателей профильных дисциплин должны иметь практический и клинический опыт работы в организациях здравоохранения не менее пяти лет. Также сообщается, что трудоустройство выпускников бакалавриата от их общего количества должно составлять не менее 80%.


По направлению «Архитектура и строительство» для преподавателей также впервые вводится требование о наличии опыта практической работы не менее пяти лет. «Число таких преподавателей должно быть не меньше 50% от общего числа. Также преподавателям необходимо повышать квалификацию в научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных организациях не реже одного раза в 5 лет. Кроме того, теперь требуется наличие специализированных аудиторий и лабораторий, оборудованных 3D-принтерами с расходными материалами», — следует из текста ведомства.


Сообщается, что по направлению «Право» в начале года студентов обучали 72 вуза, на сегодня их количество сократилось до 67. «Ужесточены требования к образовательным программам. Впервые введено требование относительно того, что не менее 60% преподавателей должны быть практикующими юристами с опытом тоже не меньше пяти лет. Что касается ученых степеней, то теперь вместо 40% количество остепененных преподавателей должно возрасти до 50%. Для того, чтобы у студентов была возможность получать практические навыки, ВУЗам необходимо иметь договоры с органами юстиции, внутренних дел, прокуратурой, антикоррупционной службой и пр. Также обучающиеся должны иметь доступ не только к библиотекам в ВУЗах, но и к лицензируемым международным и национальным базам правовой информации», — продолжили в пресс-службе.


«Все новшества мы внедряем для того, чтобы в вузах студентам давали не только теоретические, но и практические знания, и обучающиеся знали о выбранной профессии не в теории, а на практике. Прежде чем внести изменения, мы обсудили их с работодателями, которые завтра и будут принимать на работу выпускников вузов. То есть теперь недостаточно, чтобы преподаватели имели ученую степень и читали лекции. Важно, чтобы часть преподавателей были практикующими специалистами, которые смогут обучить студентов исходя из запросов и реалий современного рынка труда. Преподаватель должен работать в той сфере, в которой преподает», – отметила председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК Гулзат КОБЕНОВА.


МОН РК изменил требования и по таким образовательным программам, как «Журналистика», «Связь с общественностью», «Ресторанное дело», «Бухгалтерия», «Туризм», «Услуги», «Финансы», «Информационно-коммуникационные технологии», «Стандартизация и сертификация», «Транспортные услуги». Например, если раньше требовалось, чтобы среди преподавателей в сфере журналистики или IT было не менее 40% с ученой степенью, то теперь, напротив, процент остепененности значительно снижен для привлечения практиков. Такая же ситуация по требованиям к наличию штатных преподавателей, теперь ВУЗы, осуществляющие подготовку по этим направлениям, получили возможность привлекать больше практиков и совместителей.


«В соответствии с особенностями подготовки кадров по таким направлениям, как «Журналистика», «Связь с общественностью», «Ресторанное дело», «Туризм» и др., мы понимаем, что в этих сферах требование о наличии ученых степеней у преподавателей не является приоритетным. Куда важнее практические знания специалистов. Например, студент факультета журналистики будет больше заинтересован в учебе и получит практические знания, если преподавать будет уже зарекомендовавший себя журналист, который поделится собственным опытом и расскажет обо всех требованиях, предъявляемых в современной журналистике. То же самое касается вопросов подготовки программистов, бухгалтеров или, к примеру, аудиторов. Мы знаем, что у работодателей есть востребованность именно в тех специалистах, которые после окончания вуза имеют полное представление о реалиях современного рынка труда», – заключила спикер.


ФОТО: Из открытых источников

Источник: