Минсельхоз планирует снизить теневой оборот в молочной отрасли

Минсельхоз планирует снизить теневой оборот в молочной отрасли

В Казахстане на сегодня реализуется пилотный проект по цифровой маркировке молочной продукции, который призван снизить теневой оборот продукции. Об этом сообщает PRESS.KZ со ссылкой на данные пресс-службы Минсельхоза.


В «пилоте» принимают участие казахстанские производители, которые проводят апробацию процессов цифровой маркировки. Среди них – компании «Шин-Лайн», «Молпродукт», «Adal сүт», «Эмиль», «Raimbek – agro» и другие. Введение обязательной цифровой маркировки молочной продукции в РК планируется к 2022 году. Теневой оборот в молочной отрасли сейчас составляет 13%, а это значит, что каждый восьмой молочный продукт, который продается в Казахстане, потенциально несет опасность для здоровья потребителя.


«Цифровая маркировка и прослеживаемость товаров является основным инструментом в борьбе с некачественной продукцией. Во-первых, код Data Matrix будет блокировать кассовое выбытие просроченного товара, магазины и дистрибьюторы также не смогут менять информацию о сроке годности в цифровом коде. Во-вторых, покупатель маркированной продукции с помощью мобильного приложения Naqty Onim сможет сигнализировать производителю и в государственные органы о нарушениях. В-третьих, криптозащита и невозможность подделки цифрового кода также сделает невозможным подделку и самого продукта», — отмечают в ведомстве.


В ведомстве считают, что эти меры помогут «обелить» рынок и защитить казахстанского потребителя от некачественной продукции. Кроме того, процесс маркировки повышает прослеживаемость товаров – от производителя до конечного потребителя, так как вся логистика продукции отображается в системе маркировки. Система генерирует Data Matrix код для каждой упаковки. При этом, доля затрат производителя на оборудование для маркировки в розничной цене продукта составит от 0,06 до 0,15%. Так, стоимость маркировочного оборудования для одной линии варьируется от 0,5 до 9,2 млн тенге в зависимости от размера предприятия и видов продукции.


Кроме того, для производителей молочной продукции будут предусмотрены меры господдержки, которые позволят обеспечить компенсацию до 50% затрат на маркировочное оборудование и расходы на заказ кодов. При этом, у небольших производств есть возможность не устанавливать оборудование по нанесению кодов маркировки на производственную линию, а заказать нанесение кода на упаковку через типографию. В таком случае затраты на маркировку снизятся еще в 2,5-4 раза.


Отметим, в 2021 году с 1 июня в России и с 8 июля в Беларуси уже введена обязательная цифровая маркировка молочной продукции, в частности на мороженное и сыры. «Поэтому маркировка товаров кодом Data Matrix в Казахстане становится важным фактором для защиты отечественного производителя и обеспечения конкурентоспособности молочной отрасли страны», — отметили в ведомстве.


Напомним, цифровая маркировка товаров является межнациональным проектом, реализуемым на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В РК с 1 октября 2020 года уже введена обязательная цифровая маркировка табачных изделий. С 1 ноября 2021 года стартует обязательная маркировка обуви. На данный момент, помимо молочной отрасли, «пилоты» проходят по цифровой маркировке алкоголя, фармпрепаратов, упакованной воды и сахаросодержащих напитков и товаров легкой промышленности.


ФОТО: Из открытых источников